Рейтинговая оценка муниципальных образовательных учреждений осуществлена в соответствии с постановлением Главы Ядринского района Чувашской Республики от 24.02.2009 №104 «Об оценки эффективности деятельности системы образования Ядринского района» на основе «Перечня показателей рейтинговой оценки эффективности деятельности образовательных учреждений Ядринского района» (приложение 2 к постановлению Главы) Центром мониторинга отдела образования и молодежной политики Ядринской районной администрации.
Оценка значений показателей деятельности образовательных учреждений проведена по итогам 2009-2010 уч. года в индексальной форме: индекс результатов, индекс условий и индекс эффективности определяют индекс образования района в целом и в разрезе каждого образовательного учреждения. Основой для составления рейтинга образовательных учреждений послужили статистические данные за 2009-2010 уч. год. Рейтинг общеобразовательных учреждений Ядринского района (далее - рейтинг ОУ-2010) проводится третий год. По сравнению с прошлым годом внесены изменения: введен индексальный подход к оценке показателей, новые показатели и индикаторы. Рейтингом ОУ-2010 охвачены все 19 образовательных учреждений Ядринского района
Ранжирование проведено
· индекс результатов по 9 показателям (уровень общей успеваемости обучающихся на ступени основного общего образования, уровень общей успеваемости обучающихся на ступени среднего общего образования, уровень общей успеваемости обучающихся в ОУ, уровень результатов ЕГЭ, уровень результатов ЕМЭ, уровень инновационной деятельности, уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся, уровень индивидуальных достижений учителя, уровень социализации), включающих 27 индикаторов;
· индекс условий по 6 показателям (уровень кадрового обеспечения, уровень организация питания и отдыха, уровня внедрения современных образовательных технологий, информатизация образовательного процесса, уровень условий для дошкольного образования, уровень охвата дополнительным образованием), включающих 13 индикаторов;
· уровень эффективности по 2 показателям (уровень потенциала управления, эффективность использования ресурсов), включающих 4 индикатора.
Рейтинг образовательных учреждений Ядринского района Чувашской Республики за 2009-2010 уч.год
№ |
ОУ |
Индекс результатов
|
Индекс условий
|
Индекс эффективности
|
Индекс школьного образования |
Рейтинг
ОУ |
Рейтинг
основных
школ |
Рейтинг ОУ
2009 |
1 |
Гимназия №1 г.Ядрин |
0,715 |
0,6045 |
0,491 |
0,604 |
1 |
|
1 |
2 |
СОШ №3 г. Ядрин |
0,515 |
0,6547 |
0,517 |
0,572 |
3 |
|
5 |
3 |
СОШ №2 г. Ядрин |
0,495 |
0,5041 |
0,291 |
0,437 |
11 |
|
7 |
4 |
Балдаевская СОШ |
0,499 |
0,6616 |
0,283 |
0,499 |
6 |
|
10 |
5 |
Большечурашевская СОШ |
0,480 |
0,6331 |
0,288 |
0,484 |
7 |
|
2 |
6 |
Верхнеачакская СОШ |
0,544 |
0,7266 |
0,398 |
0,573 |
2 |
|
8 |
7 |
Малокарачкинская ООШ |
0,377 |
0,4502 |
0,230 |
0,362 |
13 |
2 |
6 |
8 |
Николаевская СОШ |
0,471 |
0,5707 |
0,279 |
0,453 |
9 |
|
4 |
9 |
Селоядринская СОШ |
0,472 |
0,6063 |
0,222 |
0,450 |
10 |
|
13 |
10 |
Советская СОШ |
0,464 |
0,5749 |
0,285 |
0,455 |
8 |
|
11 |
11 |
Старотиньгешская СОШ |
0,530 |
0,4750 |
0,290 |
0,436 |
12 |
|
12 |
12 |
Хочашевская ООШ |
0,356 |
0,6358 |
0,490 |
0,508 |
5 |
1 |
9 |
13 |
Ювановская СОШ |
0,588 |
0,6957 |
0,288 |
0,541 |
4 |
|
3 |
14 |
Большесундырская ООШ |
0,278 |
0,3001 |
0,266 |
0,283 |
19 |
8 |
16 |
15 |
Засурская ООШ |
0,358 |
0,2812 |
0,470 |
0,361 |
14 |
3 |
14 |
16 |
Кудашская ООШ |
0,275 |
0,4415 |
0,223 |
0,326 |
17 |
6 |
15 |
17 |
Кукшумская ООШ |
0,296 |
0,4197 |
0,275 |
0,339 |
16 |
5 |
18 |
18 |
Персирланская ООШ |
0,057 |
0,4969 |
0,280 |
0,300 |
18 |
7 |
19 |
19 |
Чебаковская ООШ |
0,244 |
0,5527 |
0,185 |
0,350 |
15 |
4 |
17 |
|
Средний по району: |
0,422 |
0,541 |
0,319 |
0,439 |
|
|
|
Индекс образования района по итогам 2009-2010 уч.года составил 0,437. Наибольшее значение достигнуто по индексу условий - 0,538 – за счет развития уровня кадрового обеспечения, уровня внедрения современных образовательных технологий, информатизации образовательного процесса, уровня организация питания и отдыха и условий для развития дошкольного и дополнительного образования.
Значение индекса результатов – 0,422, индекса эффективности – 0,319.
Значение индекса результатов в динамике за три года: 2007-2008 уч. год – 0,204; 2008-2009 уч.год – 0,358; 2009-2010 уч.год – 0, 422. Данные свидетельствуют о проделанной положительной работе по повышению результативности работы по критериям: уровню общей успеваемости, результатов ЕГЭ, ЕМЭ, уровню инновационной деятельности, индивидуальных образовательных достижений обучающихся, индивидуальных достижений учителя. В то же время тот факт, что индекс условий на сегодня выше индекса результатов и индекса эффективности, говорит о необходимости продолжения работы по переводу отрасли в режим конкуренции, оптимизации экономических показателей, повышения результативности каждого образовательного учреждения, системы образования муниципалитета.
В пятерку лидеров по индексу качества образования вошли гимназия №1 г.Ядрин (0,604), Верхнеачакская СОШ (0,573), СОШ №3 г.Ядрина (0,572), Ювановская СОШ (0,541) и Хочашевская ООШ (0,508). Из основных школ - Малокарачкинская ООШ (0,362) и Засурская ООШ (0,361). В сравнении с Рейтингом-2009 сохранилась позиция у гимназии №1( 1 место). Положительная динамика рейтинга у 9 ОУ: СОШ №3 (с 5 позиции на 3), Балдаевской СОШ (с 10 на 6), Верхнеачакской СОШ (с 8 на 2), Хочашевской ООШ (с 9 на 5), Кукшумской ООШ (с 18 на 16) и др. Понизили свои позиции в рейтинге Большечурашевская СОШ (с 2 на 7), СОШ №2 (с 7 на 11), Николаевская СОШ (с 4 на 9).
Наибольший индекс результативности по итогам учебного года у гимназии №1 (0,715), Ювановской СОШ (0,588), Верхнеачакской СОШ (0, 544). У Старотиньгешской СОШ – 0,530, СОШ №3 г.Ядрин – 0,515. Наименьший из средних школ у Советской СОШ (0,464).
По индексу условий в лидерах Верхнеачаксая СОШ (0,726) и Ювановская СОШ (0,695). Наименьшее значение из средних школ у Старотиньгешской СОШ - 0,475, основных – Засурской ООШ ( 0281).
Индекс эффективности наибольший в районе у СОШ №3 г.Ядрина (0,517), гимназии №1 (0, 491), Хочашевской ООШ (0,490), Засурской ООШ (0,470). Наименьший из средних школ – у Селоядринской СОШ (0,222); основных - Чебаковской ООШ (0,185).
Роль школьного образования в развитии человеческого капитала
Уровень результатов ЕГЭ (3 индикатора):- наиболее высокий уровень у гимназии №1, Большечурашевской СОШ, СОШ №3 и Верхнеачакской СОШ. Наименьший у Селоядринской СОШ. Уровень результатов ЕМЭ (3 индикатора):- наиболее высокий уровень у гимназии №1, Николаевской СОШ, Балдаевской СОШ, Верхнеачакской СОШ и Большечурашевской СОШ. Наименьший - у Кудашской ООШ.
В сравнении с 2009 г в 3 раза возросло число школ, из которых учащиеся стали призерами различных интеллектуально-творческих конкурсов: 2010 – из 18 ОУ (95%), 2009г – из 6 ОУ. Учащихся-призеров республиканского уровня от общего числа обучаемых по району – 5,7%. Уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся (8 индикаторов): наиболее высокий уровень у гимназии №1, СОШ №3, Большечурашевской СОШ, Хочашевской ООШ и Верхнеачакской СОШ. Отсутствие – у Большесундырской ООШ.
По предметным олимпиадам на уровне республики имеют призеров 4 ОУ (21%). 75% призеров приходится на гимназию №1, по 8,6% на Большечурашевскую СОШ, Хочашевскую ООШ, Кукшумскую ООШ. На фоне увеличения количества призеров республиканской научно-практической конференции «Эксельсиор» в сравнении с предыдущим годом произошло уменьшение количества школ, подготовивших призеров с 11 до 7 ОУ. Наибольшая доля призеров подготовлена Николаевской СОШ, гимназией №1, СОШ №2.По доле призеров спортивных конкурсов республиканского уровня в лидерах СОШ №3, Хочашевская ООШ, Ювановская СОШ. По данному направлению имеют призеров 6 ОУ (31,5%).
Учитель – ключевая фигура перемен
В 2009-2010 учебном году грантовой поддержки были удостоены педагоги из 14 ОУ (73,6%); в 2009г из 12 ОУ (63%). Педагоги из 9 ОУ (47%) стали победителями и призерами конкурсов республиканского уровня.
Уровень индивидуальных достижений учителя (1 индикатор) наиболее высокий у гимназии №1, СОШ №3, Большечурашевской СОШ, Верхнеачакской СОШ.
Уровень инновационной деятельности (3 индикатора): наиболее высокий уровень у гимназии №1, СОШ №3 и Хочашевской ООШ. Отсутствие – у Николаевской СОШ и Большесундырской ООШ.
Уровень кадрового обеспечения (3 индикатора): высокий у гимназии №1, Ювановской СОШ,Большечурашевской СОШ, Верхнеачакской СОШ, СОШ №3, Балдаевской СОШ, СОШ №2. Наименьший из средних школ у Старотиньгешской СОШ.
Доля преподавателей 1 и высшей категории выше 70% в 13 ОУ (68%). Наибольший уровень в СОШ №3, Верхнеачакской СОШ, гимназии, Балдаевской и Большечурашевской СОШ. В 6 ОУ 100% педагогов имеют квалификационные категории. По району средний показатель 84,3%. Самый низкий в Кукшумской ООШ – 54,8%.
Социализация учащихся
В районе существенно активизировалась работа по организации воспитательной деятельности: уровень охвата дополнительным образованием составил 0,701, в 2009г – 0,584. Рост на 20%.
Благодаря распространению лучших воспитательных практик, внедрению эффективных педагогических технологий уменьшилось в 3 раза число школ, в которых несовершеннолетние совершили преступления и правонарушения: 2009г – в 9 ОУ, 2010 – в 3 ОУ. Уменьшилось и число школ, из которых дети стоят на учете в ПДН, с 11 ОУ до 7 ОУ.
Уровень социализации (3 индикатора) наиболее высокий у гимназии, Ювановской СОШ, Верхнеачакской СОШ и Старотиньгешской СОШ. Низкий – у СОШ №3, Большечурашевской СОШ, Большесундырской СОШ, Чебаковской ООШ и Кукшумской ООШ.
Доля выпускников основной школы, продолживших обучение в 10 классе, наиболее высокая у гимназии, Ювановской СОШ, Верхнеачакской СОШ и СОШ №3. Наиболее низкий у Чебаковской ООШ.
Развитие информационного пространства
Информационные технологии превратились из цели в средство обеспечения качественного образования. На сегодня в районе 1 компьютер приходится на 6,19 ученика (ЧР - 9,4 учащихся), 2009г – на 8,1. В 15 ОУ (около 79 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5-6 школьников. Доля АРМ от общего числа компьютеров составила 13,4%.Количество АРМ увеличилось с 63 (2009г) до 86 (2010г). Рост на 36%. 22,7% учителей имеют свои сайты (2009г -21,7%). Республиканский показатель – 25%. Сайты созданы у 31% учителей района, но активизировали сайты в связи с переходом на единый портал 22,7%. В организацию школьной жизни всё больше внедряются интерактивные технологии (электронные расписания, журналы); домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 80 процентов учащихся и большинство учителей имеют дома компьютеры. Доля учителей, имеющих свидетельства в области подготовки по ИКТ по району – 0,471. Наиболее высокие показатели у гимназии №1 (0,589), Балдаевской СОШ (0,624), Верхнеачакской СОШ (0,367), Хочашевской ООШ (0,383), ЗасурскойООШ (0,516), Персирланской ООШ (0,581). Самый низкий – у Старотиньгешской СОШ. Низкий и Ювановской СОШ.
Наиболее высокий уровень информатизации (по 5 индикаторам) в гимназии №1, Балдаевской СОШ, СОШ №3, Верхнеачакской СОШ, Хочашевской ООШ, Большечурашевской СОШ. Наиболее низкий – в Старотиньгешской СОШ и Чебаковской ООШ.
Уменьшилось по сравнению с предыдущим годом количество школ с призерами дистанционных конкурсов: с 16 до 13 ОУ (на 23%). Также уменьшилось количество школ с учащимися-участниками дистанционных конкурсов с 19 до 16 ОУ (на 15%).
Создание современной образовательной инфраструктуры
Продолжается наступательное формирование современной инфраструктуры: Уровень организации питания по району составил 0,9875. Во всех школах района, кроме СОШ №3, 100% охват питанием школьников. Доля учащихся, охваченных организованным отдыхом в летний период в пришкольных лагерях 85%. Новое направление – набор и отправка детей на отдых в загородные лагеря. Доля детей, охваченных таким видом отдыха по району составляет (на 23.07.2010) 6,8%. В разрезе ОУ: наиболее высокое значение индикатора у Ювановской СОШ (20,7%), Малокарачкинской ООШ (16,4%), СОШ №3 (12,3%), СОШ №2 (12,1%), Персирланской ООШ (11,9%), гимназии №1 (11,8%) и Кукшумской ООШ (10,2%). Отсутствует данный индикатор у Николаевской СОШ.
Продолжилась работа по переводу отрасли в режим конкуренции, оптимизации экономических показателей. Так, показатель «число учащихся на 1 учителя» составляет 11,2 (ЧР - 13 учеников); «наполняемость классов» - 17,4 (ЧР -19,59). Доля учителей в общей численности работников составила 51,4%. Индекс эффективности наибольший в районе у СОШ №3 г.Ядрина (0,517), гимназии №1 (0, 491), Хочашевской ООШ (0,490), Засурской ООШ (0,470). Наименьший из средних школ – у Селоядринской СОШ (0,222); основных - Чебаковской ООШ (0,185).