Приложение № 1
к решению Ядринского
районного Собрания депутатов
от 12 .11 . 2010 № 2
Районная программа поддержки малого и среднего
предпринимательства в Ядринском районе на 2011-2020 годы
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы 3
Введение 7
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом 7
Раздел II. Цели, задачи, сроки и сроки реализации программы 13
Раздел III. Перечень программных мероприятий 14
Раздел IV. Ресурсное обеспечение программы 18
Раздел V. Механизм реализации программы 19
Раздел VI. Оценка социальной и бюджетной программы 19
Приложение 1. Система программных мероприятий.
ПАСПОРТ
Районной программы поддержки малого и среднего предпринимательства
в Ядринском районе Чувашской Республики
на 2011-2020 годы
Наименование Программы - |
Районная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе на 2011-2020 годы |
Основания для разработки Программы - |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
"Успехи Чувашии - в инициативе каждого!"
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105 "О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (с изменениями от 10 сентября 2009 г.);
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.
N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года
|
Заказчик Программы- |
Ядринская районная администрация Чувашской Республики |
|
Основной разработчик Программы - |
Отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации Чувашской Республики. |
|
Цель Программы - |
Обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе на основе формирования эффективного механизма поддержки и развития малого и среднего предпринимательства |
|
Основные задачи Программы- |
Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;
оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации механизмов финансово-имущественной поддержки;
осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым и средним бизнесом. |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Срок реализации Программы- |
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 2,0 процентов в 2011 году до 15 процента в 2020 году;
увеличение доли:
работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 30,0 процента в общей численности работников организаций; продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом районом продукте до 26,0 процента;
налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 12,0 процента;
обеспечение занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности
2011-2020 годы.
|
|
Перечень основных мероприятий- |
Совершенствование внешней среды развития мероприятий малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов местного самоуправления Ядринского района с субъектами малого и среднего предпринимательства;
развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций
развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности;
развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства. |
|
Исполнители основных мероприятий - |
Отдел экономики и промышленности; управление делами, организационно-контрольной и кадровой работы; отдел образования и социальной политики; отдел по градостроительству и развитию общественной инфраструктуры; отдел внутренних дел Ядринского района (по согласованию), районный отдел статистики Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию), государственное учреждение Центр занятости населения Ядринского района (по согласованию), страховые организации (по согласованию), кредитные организации (по согласованию), городское и сельские поселения, субъекты малого и среднего предпринимательства Ядринского района. |
|
Объемы и источники финансирования Программы –
|
Общий объем финансирования Программы в 2011-2020 годах – 4437,3 тыс. рублей, в том числе:
из республиканского бюджета Чувашской Республики – 4378,2 тыс. рублей, в том числе:
2011 год – 329,1 тыс. рублей
2012 год – 353,3 тыс. рублей
2013 год – 375,8 тыс. рублей
2014 год – 403,0 тыс. рублей
2015год – 418,4 тыс. рублей
2016 год – 451,7 тыс. рублей
2017 год – 468,2 тыс. рублей
2018 год – 495,7тыс. рублей
2019 год – 525,3 тыс. рублей
2020 год – 557,7 тыс. рублей
из местного бюджета – 17,1 тыс. рублей, в том числе:
2011 год – 0,9 тыс. рублей
2012 год – 1,3 тыс. рублей
2013 год – 1,4 тыс. рублей
2014 год – 1,5 тыс. рублей
2015год – 1,7 тыс. рублей
2016 год – 1,8 тыс. рублей
2017 год – 1,9 тыс. рублей
2018 год – 2,0 тыс. рублей
2019 год – 2,2 тыс. рублей
2020 год – 2,4 тыс. рублей
из внебюджетных источников – 42,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год – 2,2 тыс. рублей
2012 год – 3,3 тыс. рублей
2013 год – 3,5 тыс. рублей
2014 год – 3,7 тыс. рублей
2015год – 4,1 тыс. рублей
2016 год – 4,4 тыс. рублей
2017 год – 4,7 тыс. рублей
2018 год – 5,0 тыс. рублей
2019 год – 5,4 тыс. рублей
2020 год – 5,7 тыс. рублей |
|
Система организации контроля за исполнением Программы- |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 10 февраля до 2021 года представляют информацию в отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - |
Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; развитие малых и средних инновационных предприятий; насыщение товарного рынка района конкурентоспособными отечественными товарами и услугами; обеспечение занятости населения; повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности; прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 2,0 процентов в 2011 году до 15,0 процента в 2020 году;
увеличение доли:
работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве до 30,0 процента в общей численности занятых в экономике района;
продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями в валовом продукте района до 26,0 процента;
налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства до 12,0 процента. |
|
|
|
|
|
Введение
Районная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе на 2011–2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. №105"О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"(с изменениями от 10 сентября 2009 г.); законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.№ 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Разработка Районной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе на 2011-2020 годы обусловлена актуальностью проблем недостаточного уровня развития малого и среднего предпринимательства для создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местном товарном рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения района и вызвана необходимостью повышения потенциала малого и среднего бизнеса для включения механизма саморегулирования, создание более эффективных условий для реализации мероприятий, направленных не только на развитие малого и среднего предпринимательства, но и кредитной кооперации, что обеспечивает комплексность в решении поставленных задач. В то же время, Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизма государственной политики, проводимой в Чувашской Республике в части развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, и более тесной взаимосвязи с задачами социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления Ядринского района. Без специальных мер поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно. Поддержка малого и среднего предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику района с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих, ее доля в общей численности занятых в экономике района. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент, улучшается качество за счет внедрения новых технологий. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, все более проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
По состоянию на 1 января 2010 года в районе действуют 142 малых и средних предприятий, из них 3 крестьянско-фермерских хозяйства в статусе юридического лица. Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 2558 человек (по сравнению с началом 2009 года уменьшилась на 2 человека), из них 1980 – на малых и средних предприятиях.
По данным Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Чувашской Республике на 01.01.2010 года в районе зарегистрировано 578 индивидуальных предпринимателей, что составляет 101,7 % от аналогичного показателя на 01.01.2009 года.
Динамику численности работающих в сфере малого и среднего предпринимательства можно представить в виде диаграммы на рис. 1
Рис.1
Доля работающих в сфере малого и среднего предпринимательства от общего числа занятых в экономике района составляет 18,2 %.
Большинство занятых в малом бизнесе сконцентрированы на предприятиях торговли и общественного питания – 41,0%. Строительство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции, - 19%, производством занято 16% от общего числа малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве - 4,0 % и на прочих предприятиях – 20% (рис. 2).
Рис.2
Темпы развития малого предпринимательства в сельской местности не достаточны. В В настоящее время на селе в условиях крайнего дефицита рабочих мест приоритетным направлением в обеспечении занятости сельского населения является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, что даст возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения, обеспечив занятость в сельской местности.
За 2009 год малыми и средними предприятиями произведено продукции на сумму более 110,0 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем произведенной продукции уменьшился на 15 млн. руб.
Доля продукции произведенной малыми предприятиями в общем выпуске товаров и услуг составляет 11,5 % (рис. 3).
Рис. 3
Доля продукции, произведенной предприятиями в сфере |
малого и среднего предпринимательства, в общем объеме |
товаров и услуг в 2009 году |
Необходимо отметить, что важным показателем, отражающим роль малого предпринимательства в экономике района, является величина налогового вклада; общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями в 2009 году, составила около 12 млн. рублей. Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях в 2009 году составила 7000 рублей, что 0,3% превысила среднемесячную зарплату на малых и средних предприятиях в 2008 году и на 20,3% в 2007 году (Рис. 4).
Рис. 4
В настоящее время в Чувашской Республике и в районе действует комплексная система инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которую можно подразделить на следующие направления:
1. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе Чувашской Республики осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Чувашской Республики, указами Президента Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики.
Нормативными правовыми актами Чувашской Республики в данной сфере являются:
указы Президента Чувашской Республики:
от 19 февраля 2002 г. N 43 "О Координационном совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики";
от 3 марта 2003 г. N 19 "Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике";
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
от 14 апреля 2006 г. N 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 7 декабря 2006 г. N 304 "О дополнительных мерах по стимулированию малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства";
от 28 мая 2007 г. N 119 "О мониторинге деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оказании консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства";
от 14 сентября 2007 г. N 233 "О поддержке муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 14 сентября 2007 г. N 234 "Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса";
от 11 сентября 2008 г. N 261 "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на реализацию бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, производству сувенирной продукции на территории Чувашской Республики";
от 25 сентября 2008 г. N 285 "Об утверждении перечней государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 12 ноября 2008 г. N 342 "Об утверждении Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 1 декабря 2008 г. N 359 "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечней государственного имущества Чувашской Республики, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства".
Дополнительными предпосылками ускоренного развития малого и среднего предпринимательства являются следующие решения Кабинета Министров Чувашской Республики:
Республиканская комплексная программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2011 годы (программа "Качество"), утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. N 246;
республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2013 годах", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98;
Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350, и др.
С целью развития предпринимательства в районе создан бизнес-инкубатор, основной целью которого является формирование благоприятного предпринимательского климата для активизации процесса создания новых и развития действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ядринского района, оказание эффективной поддержки вновь созданным и молодым субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами бизнес - инкубатора являются:
- стимулирование предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса Ядринского района;
- создание благоприятных стартовых условий для основателей своего дела;
- выявление перспективных для развития экономики Ядринского района проектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие производству конкурентоспособных товаров, а также развитию и стабилизации предприятий - местных товаропроизводителей;
- создание новых рабочих мест;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- формирование благоприятного общественного мнения о значимости развития малого и среднего бизнеса.
В соответствии с основными целями и задачами в бизнес - инкубаторе предоставляются следующие виды услуг:
- предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений бизнес - инкубатора, оборудованных компьютерной техникой, мебелью, телефоном, доступом в Интернет в порядке и на условиях, определенных настоящим Порядком;
-осуществление технической эксплуатации здания бизнес - инкубатора;
-почтово-секретарские услуги;
-офисные услуги (конференц-залы, учебные классы, техника коллективного доступа);
-маркетинговые и рекламные услуги;
-организация конференций, семинаров, тренингов, встреч, круглых столов, деловых контактов;
-предоставление информации о техническом обеспечении информационно-консалтинговой деятельности, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства;
-поддержание работы информационной сети;
-привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей субъектов малого и среднего предпринимательства;
-предоставление информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве;
-проведение лекций и образовательных курсов по заявленной тематике;
-обучение предпринимателей на курсах компьютерной грамотности;
-специальная подготовка по работе в INTERNET;
-обеспечение печати, оперативное копирование документации.
среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
3.1. Финансовая поддержка
Автономное учреждение Чувашской Республики «Управляющая компания республиканского бизнес-инкубатора» Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики в рамках реализации основных мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы разрабатывает на безвозмездной основе для субъектов малого и среднего предпринимательства бизнес-планы и технико-экономические обоснования. По ходатайству Ядринской районной администрации Чувашской Республики за 2009 год были разработаны на бесплатной основе бизнес-проекты шести субъектам малого предпринимательства: ООО «Советский хлебозавод», ООО «Кондитер», ООО «Хлеб», СХПК Белова Л.Н., ООО НИПЦ «Биомеханика и реабилитация».
Ядринской районной администрацией оказывается финансовая поддержка по возмещению расходов на услуги связи районного бизнес-инкубатора, так в течение 2009 года бизнес-инкубатору оказана финансовая помощь на сумму 9945 руб.
Государственное учреждение "Центр занятости населения Ядринского района" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике в рамках реализации Республиканской программы снижения напряженности на рынке труда осуществляет финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета в виде выплаты субсидий безработным гражданам, зарегистрированным в качестве субъектов малого предпринимательства, открывшими собственное дело и создавшим дополнительные рабочие места. Так в 2009 году по этой программе 46 человек получили финансовую помощь в сумме 2 718 300 рублей, за январь-август 2010 года 92 человека на сумму 5 436 648 рублей.
В Ядринском районе Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются следующие виды финансовой поддержки:
1. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентных ставок по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах, потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. № 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" государственную поддержку в форме возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, в 2008-2009 году получили 9 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 1113 тыс. руб.
2. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, связанных с выплатой вознаграждения по выданной банковской гарантии и по заключенному договору поручительства организациям, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам, договорам займа, договорам лизинга, в размере 90,0 процента произведенных заемщиком затрат.
3. Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2007 г. № 234 "Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса"
4. Гранты муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Району два года подряд выделен грант для поддержки районной программы развития малого и среднего предпринимательства: в 2007 году сумма гранта составила 520 тыс. рублей и в 2008 году - 300 тыс. руб. Грант использован на создание «бизнес – инкубатора» и оборудование выставочного зала для проведения регулярных выставок изделий народно-художественного промысла и ремесел. В 2009 году грант для поддержки районной программы развития малого и среднего предпринимательства не выделялся.
5. Возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных, межрегиональных, зарубежных выставках. К сожалению, субъекты малого предпринимательства Ядринского района не воспользовались до настоящего времени данной мерой государственной поддержки.
6. Возмещение части затрат экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с сертификацией произведенной продукции.
7. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с обучением специалистов в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
С 2009 года начали действовать такие формы государственной поддержки, как возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внесением платы страховой организации за страхование кредитного договора в части неполного имущественного обеспечения условий договора; возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с внесением платы кредитной организации за неполное исполнение условий кредитного договора в части требований, предъявляемых к объему имущественного обеспечения, - в размере до 90,0 процента от произведенных затрат.
В соответствии с законодательством Российской Федерации оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Субъектам малого и среднего предпринимательства Ядринского района предоставляется в аренду муниципальное имущество по договорам аренды муниципального имущества. В 2009 году в двух точках города Ядрин предоставлено в аренду муниципальное имущество для осуществления предпринимательской деятельности 30 субъектам малого бизнеса. В нежилом помещении- 1-ый этаж общежития № 1 ПЛ № 25 и комнате в нежилом помещении №1 по адресу г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 2 – предоставлено в аренду с начала года под торговые площадки 460,4 кв.м. субъектам малого предпринимательства.
области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
В 2009 году субъектам малого и среднего предпринимательства были оказаны следующие виды информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации:
1) проведены 3 расширенных заседания Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе администрации района, где обсуждены важные вопросы развития малого и среднего бизнеса в современных условиях.
2) проведено 2 обучающих семинара:
- 29 сентября 2009 года совместно с ООО «Проект-Инвест» был проведен учебно-консультационный семинар для молодежи района по основам предпринимательской и фермерской деятельности.
- 5 ноября 2009 года Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Ядринская районная администрация и администрация Ядринского городского поселения совместно с ООО «Юридическая фирма «Квест» провели семинар на тему «Изменения в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью (ФЗ от 30.12.2008 № 312-ФЗ)».
3) проведен День малого и среднего предпринимательства в районе с участием заместителя министра экономического развития и торговли Чувашской Республики А.А. Быченкова и контрольно-надзорных органов 3 июля 2009 года.
4) направлены для прохождения бесплатного обучения руководители трех малых предприятий по программе «Подготовка высококвалифицированных топ - менеджеров Чувашской Республики для субъектов малого и среднего бизнеса в различных отраслях народного хозяйства».
Специалисты отдела экономики и промышленности Ядринской районной администрации в целях информационной поддержки субъектов малого предпринимательства регулярно выступают по местному радиовещанию и в газете «Знамя труда» по различным вопросам ведения малого бизнеса.
На сайте администрации Ядринского района действует постоянно обновляемый баннер "Поддержка малого и среднего предпринимательства", на котором размещается аналитическая информация о фактическом состоянии развития малого предпринимательства в районе, а также нормативно-правовые акты администрации Ядринского района в области малого предпринимательства.
Для информационной поддержки малого бизнеса в районной администрации оформлен стенд «Поддержка малого бизнеса в Чувашской республике», который обновляется по мере поступления вновь принятых нормативных документов. В районе активно проводится политика своевременного освещения в средствах массовой информации о новых изменениях в сфере предпринимательства, малого бизнеса, всячески поддерживаются любые творческие инициативы предпринимателей.
3.4. Муниципальные закупки.
Субъекты малого и среднего предпринимательства принимают участие в поставках продукции для муниципальных нужд. С каждым годом увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принимающих участие в выполнении муниципального заказов, растет объем закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства продукции.
Обеспечен доступ к системе муниципальных закупок и услуг, который предусматривает размещение в обязательном порядке у субъектов малого предпринимательства не менее 10 процентов заказов на поставку продукции для муниципальных нужд.
В 2009 году заключено контрактов с поставщиками – субъектами малого предпринимательства на сумму 25 226 тыс. руб., что составляет 31,5% от общей стоимости заключенных контрактов. В конкурсах и в других способах размещения муниципальных заказов для муниципальных нужд принимали участие более 50 субъектов малого предпринимательства.
Анализируя динамику участия субъектов малого и среднего предпринимательства в проводимых торгах, можно отметить незначительное повышение активности по сравнению с 2008 годом, но до уровня участия в торгах 2007 года не дотянули. Это наглядно показано на рис. 5
Рис. 5
В районе приняты все меры по обеспечению доступа предприятий малого и среднего бизнеса к конкурсным процедурам. Информация о формировании, размещении и исполнении муниципального заказа является открытой и общедоступной. Полная информация о проводимых государственных и муниципальных закупках размещается в обязательном порядке в информационном бюллетене "Государственный заказ Чувашской Республики" и на официальном сайте "Государственный заказ Чувашской Республики" в сети Интернет. На сайте также размещаются информация о планируемых закупках, сведения о заключенных муниципальных контрактах и нормативная база по вопросам размещения заказов.
Целью Программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Ядринском районе Чувашской Республике на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки.
Задачами Программы являются:
- совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
- развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;
- развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления в сфере малого и среднего предпринимательства.
Решение задач определено мероприятиями Программы, изложенными в приложении № 1 к настоящей Программе.
Реализация мероприятий Программы позволит существенно усилить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Ядринского района Чувашской Республики, в том числе:
обеспечить увеличение прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 2,0 процентов в 2011 году до 15,0 процента в 2020 году;
увеличить:
долю работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 30,0 процента в общей численности работников организаций;
долю продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте до 26,0 процента;
долю налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 12,0 процента;
обеспечить занятость населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Сроки реализации Программы - 2011-2020 годы.
Мероприятия Программы сгруппированы в следующие разделы:
1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики с общественными объединениями предпринимателей
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов администрации района в сфере малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в действующие и подготовке нормативных правовых актов с использованием всех возможностей и инициативы органов местного самоуправления.
В ходе реализации мероприятий предусматривается разработка и реализация мер по проблемам малого и среднего предпринимательства, устранению административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, посредством ежеквартального анализа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства по принципу «оперативная помощь» и выработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказание правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем сотрудничества с адвокатским сообществом, созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами местного самоуправления.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики района и его вклад в развитие отрасли в определенной мере зависит от тесного сотрудничества между органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего предпринимательства. В связи с этим большое значение приобретают взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса, дальнейшее содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций и объединений предпринимателей для решения отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите интересов. В рамках этого направления предусматривается показание содействия установлению и развитию деловых контактов предпринимателей и координации их действий, а также установлению контактов по обмену опытом между предпринимателями. Взаимодействие целесообразно осуществлять на основе заключений соглашений, договор о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и предпринимателей с органами местного самоуправления по социально-экономическому развитию отраслей и территорий. Такая форма цивилизованных отношений предусматривает соблюдение интересов сторон и взаимную ответственность. Одной из эффективных форм взаимодействия может быть участие представителей предпринимательских кругов в рабочих группах, советах при органах местного самоуправления.
Эффективная реализация политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой проблемы привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, «круглых столов», тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках, регулярное проведение Дней малого и среднего предпринимательства.
В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективы, получение достоверной информации в сфере малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрено проведение сплошного статистического обследования малых и средних предприятий и выработке механизма сбора информации о деятельности малых и средних предприятий.
Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых и средних предприятий будет осуществляться комплекс мер по обеспечению безопасности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов сбора информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства становится ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относит потребительские кооперативы (в случае внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц) к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" гарантируют потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку. Потребительская кооперация выступает как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по оказанию высококачественных услуг, связанных с предоставлением займов субъектам малого предпринимательства, являющимся пайщиками кооперативов.
Мероприятиями Программы предусматриваются разработка и реализация мер по методическому, консультационному и информационному обеспечению деятельности системы кредитной потребительской кооперации Ядринского района Чувашской Республики; подготовке и повышению квалификации кадров для кредитных потребительских кооперативов; проведению мониторинга и комплексного анализа деятельности системы кредитной потребительской кооперации Ядринского района Чувашской Республики.
Особое внимание государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства должно быть направлено на содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятиями Программы предусматривается развитие венчурного финансирования инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году начал свою деятельность закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики", активы которого составляют 280,0 млн. рублей.
В целях расширения деловых связей предпринимателей Ядринского района Чувашской Республики, привлечения инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере предусмотрено ведение базы данных по малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, и осуществление мониторинга инновационных разработок субъектов малого и среднего предпринимательства для их предоставления потенциальным инвесторам.
Для вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы мероприятиями Программы предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и организационной поддержки при оформлении патента на изобретение (полезную модель) и осуществлении сертификации изделия.
Наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности промышленного производства являются кластерные технологии, не только отражающие отраслевую специфику и приоритеты, но и тесно привязанные к условиям и стратегиям развития территорий.
Задачами Программы в данной области являются расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам посредством развития и совершенствования форм финансовой и имущественной поддержки. В рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются мероприятия по финансовой, имущественной и консультационно-правовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также подготовке и повышению квалификации кадров для малого и среднего бизнеса различных отраслей народного хозяйства.
В условиях финансового кризиса наиболее действенными являются финансовые механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день система финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает 11 видов поддержки.
Программой предусмотрено постепенное внедрение новых финансовых механизмов:
с 2011 года - предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства;
с 2012 года - возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства, предоставление субсидий малым и средним предприятиям для частичной оплаты образовательных услуг.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Программой также предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно:
развитие некоммерческой организации "Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике", деятельность которой направлена на микрокредитование субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредприятий, в объеме до 1 млн. рублей сроком до 1 года, и увеличение размера ее активов на 140 млн. рублей;
создание в 2014 году Фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики в размере 200,0 млн. рублей для финансирования реализации инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
создание и развитие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации гарантийного и залогового фондов по формированию обеспечения для привлечения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов с объемом активов в размере 160,0 млн. рублей;
пополнение активов ОАО "Лизинговая компания малого бизнеса" для финансирования договоров лизинга субъектов малого предпринимательства на 81,0 млн. рублей.
Важно, что перечисленные мероприятия являются приоритетными для финансирования из федерального бюджета и их реализация позволит привлечь в Чувашскую Республику дополнительные средства из федерального бюджета.
Программными мероприятиями также предусмотрено функционирование закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики" в размере 280,0 млн. рублей для софинансирования проектов малого предпринимательства в научно-технической сфере и Евро Инфо Корреспондентского Центра - Чувашская Республика для создания благоприятных возможностей и базы данных сбыта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на экспорт.
На 2011-2020 годы определены следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике:
строительство в части жилищного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
производство потребительских товаров, сувенирной продукции с национальной символикой;
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, а также предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в части бытового обслуживания населения;
сельское хозяйство;
обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов.
Кроме того, поддержка будет оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты, обеспечивающие внедрение новых технологий, выпуск принципиально новой продукции, а также программы по энергосбережению.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает формирование перечней имущества, находящегося в муниципальной собственности, для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также совершенствование порядка расчета годовой арендной платы путем установления льготных коэффициентов за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимости; расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе не только к государственному и муниципальному имуществу, но и к имуществу крупных предприятий путем ведения единого реестра государственного и муниципального имущества и имущества крупных предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.
При оказании государственной имущественной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в форме размещения в бизнес-инкубаторах, действующих на территории Чувашской Республики, приоритетными являются виды деятельности субъектов малого предпринимательства, за исключением видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства, категории которых установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках раздела предусмотрены мероприятия по проведению семинаров по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для руководителей и специалистов органов местного самоуправления в целях обеспечения преемственности политики поддержки малого и среднего предпринимательства на государственном и муниципальном уровнях и повышения эффективности муниципальных программ, подготовке менеджеров для субъектов малого и среднего предпринимательства различных отраслей народного хозяйства посредством повышения квалификации, разовых лекций и семинаров.
Для становления "молодежного" предпринимательства предусматриваются обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, обучающих, учебно-консультативных семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.
В целях соблюдения требований законодательства о труде и совершенствования трудовых отношений, улучшения условий труда и обеспечения техники безопасности работающих в малом и среднем бизнесе будет продолжено обучение руководителей организаций малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей по вопросам охраны труда и основам трудовых отношений посредством проведения республиканских семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами малых и средних предприятий, разработки методических рекомендаций, обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
Источниками финансирования Программы являются республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники (табл. 1).
Планируемый объем финансирования Программы
Таблица 1
Годы |
Источники и объемы финансирования, тыс. рублей |
всего |
в том числе |
федеральный бюджет |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
2011-2020 |
4437,3 |
- |
4378,2 |
17,1 |
42,0 |
2011 |
332,2 |
- |
329,1 |
0,9 |
2,2 |
2012 |
357,9 |
- |
353,3 |
1,3 |
3,3 |
2013 |
380,7 |
- |
375,8 |
1,4 |
3,5 |
2014 |
408,2 |
- |
403,0 |
1,5 |
3,7 |
2015 |
424,2 |
- |
418,4 |
1,7 |
4,1 |
2016 |
457,9 |
- |
451,7 |
1,8 |
4,4 |
2017 |
474,8 |
- |
468,2 |
1,9 |
4,7 |
2018 |
502,7 |
- |
495,7 |
2,0 |
5,0 |
2019 |
532,9 |
- |
525,3 |
2,2 |
5,4 |
2020 |
565,8 |
- |
557,7 |
2,4 |
5,7 |
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Средства федерального бюджета подлежат привлечению в случае установления соответствующих расходных обязательств нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Программой предусматривается предоставление грантов для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий.
V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчик Программы Ядринская районная администрация Чувашской Республики.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированное по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов.
Исполнителями Программы являются отдел экономики и промышленности, городское и сельские поселения, районные службы и организации, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации осуществляет контрольные функции, позволяющие осуществить эффективное исполнение мероприятий Программы.
Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля до 2021 года представляют в отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования главы Ядринского района
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер, и затрат на реализацию этих мер.
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.
Реализация Программы позволит:
обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
развить малые и средние инновационные предприятия;
насытить товарный рынок Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
обеспечить занятость населения;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы
Наименование |
Значение индикатора по годам |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, процентов |
2,0 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
10,0 |
11,0 |
11,0 |
12,0 |
14,0 |
15,0 |
Доля работников занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников организаций, процентов |
17,4 |
17,5 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
22,0 |
24,0 |
26,0 |
28,0 |
30,0 |
Доля продукции, (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями в валовом продукте района, процентов |
12,0 |
12,5 |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
17,0 |
19,0 |
21,0 |
23,0 |
26,0 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, процентов |
5,8 |
5,8 |
6,3 |
6,7 |
7,0 |
7,3 |
8,3 |
9,0 |
10,0 |
12,0 |