Лето, летние каникулы – период свободного общения детей, период, когда дети могут удовлетворить свои интересы, развить и реализовать свои способности и возможности.
Обстановка домашняя и лагерная безусловно отличаются друг от друга. Это и есть ключевой фактор в определении целей и задач оздоровительного лагеря: будь это загородный или пришкольный лагеря. Главной задачей, стоящей перед педагогами- воспитателями - сделать этот отдых:
- интересным, занимательным, способный увлечь детей своими идеями, создавая условия как для инициативы, так и для труда;
- требование детей в данный период сделать временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного трудов с учётом возрастных особенностей, возможности раскрыть свои способности, проявить личную инициативу, завоевать уважение
- приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни
- опыт демократии
- приобщение к духовной жизни
Данные задачи рассматриваются в единстве и составляют базовую основу концепции летнего отдыха детей:
инициатива – пробовать себя в новом качестве – организация КТД – создание нового – участие в конкурсах – самовыражение в деятельности – фантазия – сочинительство
В качестве приоритетных выдвинуты следующие задачи деятельности лагеря:
- максимальное внимание развитию личности ребёнка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворённых в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
- широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыт, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
- порядок организации питания, мероприятий, режима дня;
- конкретный план воспитательного процесса;
- пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей;
- разнообразная общественно значимая досуговая деятельность детей и общение с природой;
- бережное сохранение романтических традиций лагеря
Аналитическое обоснование
Положительные стороны |
Оздоровление, открытие новых возможностей, разнообразные формы деятельности ( конкурсы, соревнования), освоение новых социальных ролей, приобретение нового социально значимого опыта, повышение самооценки |
Отрицательные стороны |
Требование соблюдения режима, отсутствие домашней обстановки, неcформированность коммуникативных начал |
Возможности |
Наличие программы, плана работы, профессиональная подготовка педагогов, команда, природное окружение |
Угрозы |
Игромания ( потеря интереса), некоторая агрессивность детей в результате соревнований ,погодные условия |
Факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности
1. Возрастные особенности детей
2. Потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей
3. Уровень воспитанности, индивидуальные особенности развития, условия и уровень организации всех намеченных мероприятий
Содержанием работы пришкольного оздоровительного лагеря является отдых детей, способствующий снятию физического и психического напряжения, накопившегося за учебный год, поэтому в работе с детьми следует придерживаться от:
- излишнего увлечения массовыми мероприятиями, которые не ориентированы на личность каждого ребёнка, перегружены ложной эмоциональностью, требующей длительной, не всегда оправданной подготовки;
- расхождения между словом и делом;
- авторитарного принуждения, игнорирование прав и свобод ребенка, которые исключают детское творчество и импровизацию;
- не интересных детям, формальных видов и форм деятельности в лагере
Цель воспитательной системы
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе с ним и с педагогом как представителем мира взрослых
Логика лагерной смены. Её функции
Перечисленные ниже функции лежат в основе главного элемента воспитательной системы работы лагеря
1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в пришкольном летнем лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить грух школьных и иных накопивших за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.
2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха, от которого зависит во многом душевных комфорт, настроение и готовность к наиболее значимой деятельности.
3. Саморазвитие и самореализация – факторы, определяющие содержание деятельности пришкольного летнего лагеря т.к. каникулярная пора наиболее благоприятна для развития самых разнообразных творческих сил юной личности.
4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.
5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта – немаловажный фактор для развития и становления личности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в пришкольном оздоровительном лагере становится оздоровление. Оздоровление на основе создания доброго климата в детском коллективе, дающая возможность духовного и интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных условиях
Логика лагерной сиены. Её периоды.
Детский коллектив во время летней смены проходит следующие этапы развития, знание которых облегчает воспитателю коллектива взаимодействие с детьми. Многие совместные отрядные дела возможны лишь на определенных ее этапах и периодах, т.к. немаловажное значение имеет и настроение руководителя – гораздо легче жить, когда понимаешь, что происходит с детьми. Вся летняя смена делится на 5 этапов. На каждом этапе решаются определенные задачи, способствующие достижению цели задуманного.
1. Подготовительный период.
Задачи:
- подготовка материально-технической базы;
- комплектование списков детей;
- написание программы и планов;
- подготовка к приемке лагеря;
2. Организационный период (2-3 дня)
Задачи:
- создать в отрядах благоприятный эмоциональный настрой;
- помочь адаптироваться;
- предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
- сформировать органы детского самоуправления и скорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят ( анкетирование)
- реализация каждого ребенка через различные виды деятельности:
а) постоянный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Этапы данного периода:
- встреча детей;
( для полного эмоционального настроя детей применяются игры, где дети могут рассказать как о себе, так и о своих пристрастиях: игры с мячиком, командная игра «Рассказ о любимом хобби, животном, растении и т. д.»)
- формирование отрядов;
- знакомство с правилами и режимными моментами лагеря;
- знакомство с организаций дел на летнюю смену
- запуск игры, включающий умственную, практическую, досуговую, оздоровительную и трудовую деятельность;
- выявление лидеров в отряде;
проводятся коллективные игры, в которых выявляется склонность к той или иной социальной роли: « Игра с веревочкой», « Строимся по росту с закрытыми глазами» и т. д.
б) огонек знакомства « Моя компания, рецепт хорошего настроения»
- планирование, выборы органов самоуправления
Формы данного периода:
Игры, атрибутика, песни, оформление дневника отряда, психолого-педагогическая диагностика
3.Основной период или время интенсивной жизни коллектива.
Задачи:
- реализация плана смены;
- пробовать себя в новом качестве;
- инициатива;
- организация КТД;
- самовыражение в деятельности;
Главная потребность: время активного усвоения тех ценностей, которые выработал коллектив.
Задача воспитателя: содействовать коллективному опыту
4. Заключительный период.
- рефлексия;
- выводы, результаты, пожелания
- общелагерные мероприятия, вручение памятных грамот
5. Постлагерный период.
- анализ работы и рекомендации, отчеты по деятельности смены, планы на будущее
Ожидаемый результат
Тематически организованный отдых детей. Совершенствование системы летнего отдыха. Получение конкретного результата, произведённой детьми работы. Возможность шире использовать свои теоретические знания на практике. Связь с воспитанием как одно из важнейших средств для осуществления цели. Здоровая усталость, аппетит, сон, что является средством восстановления сил и нервной системы.
Общая информация
Пришкольный оздоровительный лагерь труда и отдыха организован на базе Муниципального образовательного учреждения Большечурашевская СОШ (с. Большое Чурашево) Ядринского района ЧР. Организация деятельности лагеря строится исходя из опыта наработанного в течении нескольких лет, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед педагогическим коллективом школы.
Основные направления деятельности
- спортивно-оздоровительное
- трудовое
- игровое, культурно-массовое
Транспортная схема
Автовокзал: г. Ядрин- Нискасы (до остановки с. Большое Чурашево)
Автовокзал: г. Чебоксары- автобус № 208, маршрутное такси «Газель» №727 ( до остановки с. Большое Чурашево)
Заявка на участие
Список участников летнего лагеря труда и отдыха формирует администрация школы, в частности заместитель директора по воспитательной работе. Заявки на участие подаются в письменном виде по принятой форме с обязательным указанием Ф.И.О. участника, а так же: класса, года рождения, реквизитов паспорта, формы заявления Телефон для справок: 22-2-33.
Участниками лагеря могут стать учащиеся в возрасте ( 7-14 лет) то есть:
- кому интересно принимать живое участие в жизни школы, удовлетворить свои интересы, реализовать свои способности конкретно на деле;
- кто заинтересован в получении навыков практической деятельности;
- кто готов отправиться в поход по живописным местам своей малой Родины;
- кто желает приобрести новых друзей и разделить с ними радость общения и открытий.
Что ожидает детей в лагере
На период работы пришкольного лагеря труда и отдыха главным делом становится получение конкретного результата, произведённой участниками дел; в возможности на практике использовать свои знания и умения. Кроме того, каждый имеет возможность:
- сделать свой отдых занимательным и здоровым;
- расширить свои знания, укрепить свой дух и тело;
- научиться жить и готовить пищу в походных условиях;
В лагере применена отрядная система. В зависимости от этого вся программа подразделена на игровую, трудовую деятельность и досуг.В каждый отряд входит по 25 участников, которые занимают свою определённую аудиторию (классы). За каждым отрядом, закрепляются взрослые (по два воспитателя), отвечающие за организацию жизнедеятельности детей.
Церемонии
Важной частью пришкольного лагеря – является соблюдение приятных церемоний:
- подъём флага и его спуск;
- организация и проведение лагерных мероприятий;
- оформление дневника лагерной смены, выпуск стенгазеты;
- походы, экскурсии;
Условия и проживание в лагере
Ежегодно на время летних каникул при МОУ Большечурашевская СОШ организован оздоровительный лагерь труда и отдыха для учащихся. Организация воспитательной деятельности распределена и проводится на территории школы по следующим направлениям:
№ |
Название отряда |
Направление деятельности.
Форма работы. |
Участники |
Ответственные лица |
1. |
Лагерь труда и отдыха
«Маленькая страна» |
Лагерь труда и отдыха с познавательно-развлекательной программой «Игры народов мира», цели и задачи осуществляются посредством сюжетно-ролевых игр, в ходе которых отряд становится Галактикой , в которую входят планеты. Жители этих планет активно участвуют в игровом процессе, чему способствует проведение (КТД, ЧТП). Данная программа насыщена различными делами теоретического и практ. хар-ра: конкурсы, тематические дни, отрядные дела, парад планет, концерты, экскурсии, походы |
Для уч-ся
1-7 классов
в кол-ве
75 детей |
Ст. воспитатель:
Николаева А.Н.,
Захарова С.П;
Владимирова В.В;
Дмитриева Л.А. |
2. |
Профильно-спортивный |
- отрядные оздоровительные мероприятия: прогулки, подвижные игры, способствующие положительному эмоциональному настрою детей, развитию физических качеств, коллективизму.;
- спортивные соревнования:
разнообразие активной двигательной деятельности, сопровождающуюся проявлением (+) эмоций и одновременно воздействием естественных сил природы (солнце, воздух и вода) |
25 детей |
Ст. воспитатель:
Сергеев А.Д.,
Сергеев Н.Д |
3. |
Учебно-производственная бригада от центра занятости |
-Использование на практике теоретических знаний, умений и навыков;
- овладение первичными навыками, необходимыми для профессий обслуживания труда;
- получение конкретного результата произведенной детьми работы;
Фронт работы:
- благоустройство родника в с. Большое Чурашево;
- покраска классных аудиторий ,школьного спортивного зала
|
уч-ся 10 класса
в кол-ве
25 детей
|
Рук-ль отряда
Иванов С.Б.
Воспитатели:
Ершова Р.М.;
Тарасов А.А., |
Санитарно- гигиенические условия
Соответствуют нормам
Медицинское обслуживание
В случае необходимости доставка в мед. офис села Б. Чурашево осуществляется в течении 10 минут.
Правила поведения в лагере
Гарантом безопасности в лагере выступает администрация школы, в частности директор школы, зам. директора по воспитательной работе на основе установленных многолетней практикой следующих правил:
- физическое или моральное оскорбление;
- неподчинение обоснованным требованиям взрослого руководителя лагеря;
- самовольная отлучка без предупреждения;
Общие правила поведения
- Будьте добрыми, уважайте друг друга.
- Будьте бережливы к оборудованию, предоставленному Вам.
- Проводить работу только в присутствии взрослых.
- Если вы решили отлучиться, обязательно сообщите ваше местонахождение и время возвращения взрослому руководителю.
- Мероприятия на воде (купание, загорание) происходят только с участием взрослых.
Форма участников
Летне-спортивная. При необходимости каждый участник лагеря получает трудовой инвентарь ( хоз. перчатки, хоз. халаты для покраски классных аудиторий).
План воспитательных мероприятий
Летний отдых в лагере – это цепочка взаимосвязанных мероприятий и ситуаций, которые проходят в коллективе. Условно их назовём:
первое звено – организационный период т. е. желание узнать друг друга ближе, раскрыться самим в лучших своих проявлениях.
Задача воспитателей: помочь это осуществить
Организация дел в лагере
Подготовительный период
№ |
Организация мероприятий
|
Примечание |
1. |
Ознакомление участников с задачами, организацией и направлением деятельности лагеря на данный период.
Проведение вводного инструктажа по охране труда |
Директор школы Черлаков В.Н;
Зам. директора по восп. работе Александрова В.Л;
Воспитатели: (по старшей группе); Тарасов А.А;
Воспитатель (средней группы) Рахкошкина А.Г., Рахкошкин Н.Г.
Воспитатели ( младшей группы)
Захарова С.П; Владимирова В.В;
Дмитриева Л.А., Фёдорова Л.Н. + ст. вожатая Николаева А.Н.
Учитель технологии Иванов С.Б.;
Зам. дир. по ВР Алексанрова В.Л. |
2. |
Принятие плана на смену:
-организация воспитательных мероприятий
(выбор командира отрядов, актива отрядов, песни, речёвки, девиза, эмблемы и т. д.) |
Воспитатели возрастных групп |
3. |
Начало выпуска лагерной газеты, дневника |
Орган самоуправления отрядов |
4. |
Выполнение первых поручений |
|
Основной период
Цель: реализовать себя по максимуму (конкурсы, соревнования по различным видам деятельности, встречи с участниками лагеря других школ, т.е. дела комплексного характера.
Эмоциональная связь друг с другом. Вся предшествующая работа (дела на пользу и радость людям, внимание к нравственному смыслу таких дел, постоянная поддержка действий ребят на мероприятиях или в других коллективных делах, должна осуществлять своеобразный «перенос» в сознании ребят значимости дела с его формы на смысл»зачем оно нужно»
-Игры, тренинги, сплочение коллектива, выявление лидеров;
- «Знакомьтесь, это мы» - огонек дружбы
- подведение итогов дня, выбор капитана на следующий день;
- совет капитанов;
- уголок отряда (оформление)
- «Ажиотаж»- за ограниченное время выполнить как можно больше заданий: трудовых, спортивных, интеллектуальных в произвольной форме
Тематические лагерные дни
- «Волшебная шкатулка»,
- «Талант-шоу» по отрядам
- «Спортландия»
- «Веселые старты»
- «Лабиринт знаний»
- «Веселая карусель»
- «Рекорд-шоу»
- песенный конкурс или музыкальный калейдоскоп
- подготовка к стартинейджеру
- водная феери
- Мисс и Мистер отряда
- Крестики-нолики»
- «Асфальтовое небо»- рисунки на асфальте
- Походы
Организация дел заключительного период
Финальный конкурс капитанов
Гала-концерт
Поход на реку Выла
Дискотека