Программа
социально-экономического развития Ядринского района на среднесрочную перспективу
(2002-2004годы)
Краткая характеристика района.
Ядринский район расположен в северо-западной части Чувашской Республики граничит с Нижегородской областью, с Республикой Мари Эл, Моргаушским, Аликовским и Красночетайским районами нашей Республики.
Общая площадь территории района составляет 90208 гектаров, в том числе сельскохозяйственные угодья 57055 гектаров, на площади 15788 гектаров расположены леса, что составляет более 17 процентов общей площади. На территории района протяженностью 51 км, судоходная река Сура, впадающая в Волгу.
Район представляет собой сложный экономический комплекс, где развивается промышленность, капитальное строительство, сельское хозяйство и социальная инфраструктура.
На территории района расположены 124 населенных пункта, которые объединены в 20 сельских администраций. В 12 населенных пунктах проживает население русской, в остальных чувашской национальности.
Промышленность района представляет:
1. Филиал «Росспиртпром "Государственное унитарное предприятие "Спиртовой завод '' Ядринский» основан в 1863 году.
Основной вид выпускаемой продукции спирт этиловый. С 1996 года предприятие производит водку. Производственная мощность завода 450 тысяч дал. этилового спирта, 240 тысяч дал. водочных изделий в год.
2. Мясоперерабатывающее предприятие "Ядринское" основано в 1994 году.
Производственная мощность МПП "Ядринское" 3,5 тонны колбасных изделий и копченостей в сутки.
3. Акционерное общество "Ядринмолоко" - основано в 1936 году - основные виды выпускаемой продукции - пакетированное молоко, кефир, сметана, ряженка, творог, масло сливочное, топленое, казеин технический.
4. Акционерное общество "Пищекомбинат" Ядринский" был образован в 1944 году- выпуск овощных консервов, кондитерских изделий.
5. Акционерное общество "Ядринский кирпичный завод" введен в эксплуатацию в 1978 году. Производственная мощность завода - 14 миллионов кирпича обжига в год.
6. Акционерное общество " Ядринпрокомбинат" - основан в 1939 году. Выпуск - швейных изделий.
7. Акционерное общество "Ядринская швейная фабрика " - основана в 1972 году - выпуск швейных изделий.
8. Ядринский машиностроительный завод - основан в 1971 году - специализируется на выпуске деталей и узлов гидромоторов и гидронасосов специального назначения.
9. Общество с ограниченной ответственностью "Меховщик" - построен в 1996 году - основной вид деятельности - выделка, окраска шкур овчины и пошив меховых изделий. Аграрный сектор представляет 21 сельскохозяйственное предприятие, более 100 крестьянских (фермерских) хозяйств и обслуживающие сельское хозяйство предприятия: акционерное общество " Сельхозтехника ", "Агроснаб", "Агропромэнсрго", МТС
1. Цели и концепции программы.
Программа социально-экономического развития Ядринского района 11 на среднесрочную перспективу (2002-2004 г) включает положения, реализация которых направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния.
Итоги социально-экономического развития района в 1999-2000 годах свидетельствует о формировании тенденции к росту производства промышленной и сельскохозяйвенной продукции.
Объем промышленной продукции вырос на 10%, сельскохозяйственной 1,1%. Увеличился розничный товарооборот и платные услуги. За прошедшие годы большая часть предприятий стала лучше приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности.
Вместе с тем появляющиеся социально- экономические проблемы свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики.
Значительными остаются масштабы бедности, средние стандарты жизни недопустимо низки. Продолжается сокращение численности населения.
Программа социально-экономического развития района на среднесрочную перспективу должна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности производимой продукции, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышения эффективности экономической инфраструктуры. Рост производства продукции промышленности и сельского хозяйства должна ежегодно составлять не менее 3-4%.
Инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 6-8%, которые должны быть направлены на обновление производственно-технологического процесса.
Для достижения среднесрочных целей потребуется решить ряд важных социальных задач.
Первая задача - снижение уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресной социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения.
По мере роста доходов высоко- и средне обеспеченные семьи во все большей степени будут способны оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, значительную часть и услуг здравоохранения и образования. Сферой муниципальной ответственности должна остаться государственная социальная помощь малообеспеченным семьям.
Вторая задача - создание условий для достижения роста производства преимущественно на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.
Должна быть изменена тарифная политика и продолжена жилищно-коммунальная реформа (в увязке с внедрением механизмов адресной социальной защиты.)
Важным фактором повышения общей эффективности экономики будет снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих объектов. Безусловным приоритетом, увязанным с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, будет программа снижения энергоемкости производства и повышения эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики.
Третья задача - нормализация функционирования и воспроизводство производственно-технологического процесса. Необходимо расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения.
Четвертая задача - формирование среды, которая бы стимулировала экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, внедрение действенных механизмов защиты прав собственности, развитие конкурентных рынков товаров, услуг, активизация процедур банкротства неэффективных собственников, повышение роли малого и среднего предпринимательства.
Пятая задача - повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур.
Сильная социальная политика в сочетании с созданием условий для раскрепощения инициативы наиболее активной части общества должны обеспечить баланс интересов и социальную консолидацию общества на основе надежных социальных гарантий.
2.Социалъная политика.
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования и социального обслуживания.
Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения:
-неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, ожидаемой вредней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения:
-широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей.
В этих целях Ядринской районной администрацией основные направления будут направлены на:
Обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы и усиления адресной социальной поддержки населения.
Обеспечении всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ: - медицинское, социальное и общее образование, осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в поддержке муниципальных органов.
Усиление страховых принципов социальной зашиты населения при выходе на пенсию в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Осуществление мероприятий по социальному развитию села.
Улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости, что предусматривает:
улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также стимулирование работодателей в улучшении условий и охраны труда, реализация мер по профилактике правонарушений пьянства и наркомании медико-социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы.
Учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Политика в сфере образования.
Реализация политики в сфере образования на период до 2004 года будет строиться в интересах формирования развитой, социально- активной творческой личности.
Содействие успешной адоптации молодежи в обществе и на рынке труда, противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминногенности в молодежной сфере, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие дошкольных групп кратковременного пребывания при общеобразовательных школах, сельских центров образования с реструктуризацией малокомллектных школ.
Компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования.
Организация деятельности и творческих объединений по интересам технического и художественного творчества спортивно-технической, эколого-биологической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, спортивной направленности, культурологического образования и других на базе общеобразовательных учреждений.
Переход на нормативное финансирование, укрепление материально технической базы школ, окончание строительства Ювановской средней и Кукшумской общеобразовательной школ.
Политика в сфере культуры.
Поддержка культуры одно из приоритетных направлений в работе районной администрации. Основная цель - сохранение и развитие культурного потенциала района, поддержка культурных инициатив, проведение единой государственной культурной и национальной политики. Поддержка и развитие художественного творчества.
Сохранение культурного наследия. Развитие деятельности музеев, модернизация деятельности библиотек, сохранение библиотечных фондов.
Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности.
Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства.
Внедрение новой техники и технологий.
Развитие здравоохранения.
Основное направление реформирования здравоохранения на период до 2004 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем предоставления медицинских услуг, виды качества и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости населения, современному уровню развития медицинской науки.
Для достижения этих целей необходимо решить проблему строительство стационара на 200 коек. В настоящее время стационарные больные размещены в приспособленных, не отвечающих требованиям современной медицины пяти зданиях.
Отремонтировать городскую молочную кухню комплектовать необходимым оборудованием и посудой.
Построить межрайонный морг. Заменить ветхие и канализационные и водопроводные трубы. Приобрести автотранспорт.
Предусмотреть строительство прачечной и закупку стиральных машин для прачечной. Предстоит осуществить переход на подушевое финансирование.
Развитие физической культуры и спорта.
Особое внимание в 2002-2004 годах в районе будет уделяться, улучшению физической подготовленности и физического развития населения, детско-юношеского спорта, расширению сети спортивных школ. Для чего необходимо:
Построить в микрорайоне домов №66, 68, 12, 95г. Ядрина спортивные площадки с беговой дорожкой.
Провести реконструкцию стадиона ДЮСШ со строительством трибуны для зрителей, беговой дорожки с твердым покрытием.
В каждом населенном пункте иметь простейшие спортивные площадки и поля для спортивных занятий.
Разместить в наиболее людных местах в городе Ядрине и на центральных усадьбах рекламные щиты по пропаганде здорового образа жизни в средствах массовой информации регулярно освещать физкультурно-оздоровительную, спортивную жизнь района.
Трудовые отношения, занятость.
Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Восстановление стимулирующей роли заработной платы. Обеспечить своевременную в полном объеме выплату заработной платы, а также погашение задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности.
Основные направления на рынке труда.
Дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Улучшение формирования граждан о спросе на рабочую силу в ее предложение.
Оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся социальной защите.
Модернизация экономики.
Направления развития промышленности. Развитие промышленности района будет осуществляться по повышению конкурентоспособности производимой продукции и технического уровня производства.
По программе на среднесрочную перспективу (2002-2004года) рост промышленной продукции предусматривается довести до 11,6%, в том числе 2002 год - 33%, 2003 год - 4.0%, 2004 год - 4.3%.
Для чего предусматривается провести следующие мероприятия:
АО» Ядринмолоко» - модернизация холодильного оборудования, что позволит улучшить качество производимой продукции и увеличить ее конкурентоспособность.
МПП «Ядринское» - пуск линии, по производству консервов и пельменей, более полное использование мощностей зверофермы.
АО «Ядринская швейная фабрика» - увеличение объемов заказов, организация двухсменной работы.
АО «Ядринпромкомбинат» - открытие филиалов.
ЯМЗ ОАО «ПЭМЗ» - увеличение выпуска спецпродукции по заказам минообороны.
Результатом реализации указанных мероприятий должно стать:
Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства.
Агропромышленный комплекс.
В результате проводимой аграрной реформы в агропромышленном комплексе района произошли значительные социально-экономические преобразования. Почти все хозяйства реорганизованы, приватизированы предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности. Паевой раздел земли и имущества открыл возможности развиваться различным формам сельскохозяйственного производства.
Производством сельскохозяйственной продукции в районе заняты 145 предприятий. Из них 23 - сельскохозяйственных производственных кооператива. 118 крестьянско-фермерских хозяйств. Также создана машинно-технологическая станция, которая со своими комбайнами Дон - 1500 участвовала на уборке урожая 2001 года.
Основными целями развития агропромышленного комплекса на предстоящий период является недопущение спада производства и создания условий для последующего роста. Для достижения целей сельскохозяйственным предприятиям района нужно сконцентрировать свои ресурсы на следующих направлениях: улучшение плодородия земель, увеличение поголовья животных и племрепродуктных хозяйств, развитие семеноводческих хозяйств, улучшение машинно-тракторного парка и т. д. До 2004 года сельхозтоваропроизводителям в т. ч. и населению довести производство зерновых до 39500 тонн, что составляет 131 % по сравнению с 2000 годом. Увеличить выращивание картофеля и овощей до 34100 тонн и 9830 тонн соответственно, хмель до 140 тонн. Чтобы получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, сельхозтоваропроизводителям необходимо провести ряд мероприятий по повышения плодородия почв, это - обеспечение прироста гумуса в почве, защита почв от эрозии, повышение уровня питательных веществ, улучшение мелиоративного состояния земли. Всю эту работу провести сельхозтоваропроизводителям необходима помощь со стороны бюджета и инвесторов.
Основной задачей развития земледелия района является и внедрение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, и увеличение количества семеноводческих хозяйств. На сегодняшний день в районе четыре хозяйства занимаются семеноводством это "Герой", им. Ульянова, "Шуматовский" и "Ленинская искра". Ими в 2001 году хозяйствам района реализовано семена элитные и 1 - ой репродукции до 100 тонн. Что является большим подспорьем в увеличение своего финансового состояния.
Для развития животноводства, увеличения поголовья нужны корма. Основной целью в кормопроизводстве является увеличение площадей, т. е. довести площади к 2004 году до 53 % от площади пашни в районе и возделывание доли дешевых и высокопитательных кормов, в том числе посевов многолетних бобовых трав, которые обогащают почву органическим веществом и биологическим азотом. Развитие животноводства в районе - это в основном увеличение поголовья сельхозживотных и их продуктивность. Эту задачу сельскохозяйственные предприятия решают в основном за счет приобретения и разведения племенных животных. В районе сейчас имеются четыре племрепродуктивных ферм; три по разведению племмолодняка КРС и одна - свиней. Задача животноводов района доведение количества таких ферм до восьми. Сельхозтоваропроизводителям и населению производство мяса к 2004 году довести до 7.5 тыс. тонн, молока до 34,5 тыс. тонн, поголовье крупного рогатого скота довести до 21400 голов и свиней 12300 голов. Валовое производство молока и мяса увеличить не только за счет увеличения поголовья скота, но и продуктивности животных.
Достижение вышеназванных объемов производства возможно при наличии хорошей техники. Основными источниками технического перевооружения сельхозтоваропроизводителей являются средства федерального и республиканского лизинговых фондов, собственные источники предприятий и кредитные ресурсы, а также оснащение техникой нового поколения, необходимой сельхозтоваропроизводителям машинно-технологическую станцию.
Финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей остается сложным. Для таких предприятий более реальная форма улучшения финансового состояния - это объединенные агропромышленные формирования с привлечением инвесторов, где замкнутый цикл: производство, переработка и реализация. Сельскохозяйственным предприятиям необходимо снизить рис, связанный с производством, его зависимостью от климатических условий, сложностью рынка сельскохозяйственной продукции, диктатом перерабатывающих предприятий. Перерабатывающим предприятием также необходимо обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию сырьевой базы.
Рост производства основных видов продукции сельского хозяйства
за 2001 - 2004 г. (в процентах к предыдущему году).
|
Факт 2001г. |
|
|
Прогноз |
|
|
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Производство: Зерна
Картофеля
Овощей
Хмеля
Мяса
Молока
Яиц
меда |
54,4
-
24,6
-
0,1
1,1
1,1
1,1
|
23,5
0,2
0,1
0,5
1,0
1,0
1,4
1,7 |
3,0
2,0
3,0
0,5
1,2
1,1
1,1
2,0 |
2,9
4,0
4,0
1,0
1,1
1,1
1,5
1,1 |
2,0
5,1
4,3
1,0
1,2
1,1
1,2
1,1 |
Перечень мероприятий напавленных на реализацию Программы социально-экономического развития Ядринского района на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы) (АПК).
Наименование мероприятий |
Нормативные документы |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1.Доведение в районе племрепродуктоторных хозяйств до 8
|
Постановление КМ Чувашской Республики №20 от 05.02.2001г. |
2002-2004
|
Управление с/х и сельскохозяйственные предприятия. |
2.Количество хозяйств занимающихся элитным семеноводством увеличить до 6 хозяйств |
Постановление КМ Чувашской Республики №272 от 30.12.2000. |
2002-2004 |
Управление с/х и сельскохозяйственные предприятия. |
3.Провести реформирование слаборазвитых хозяйств, а именно: СХПК «Заря», СХПК «Ленинец», СХПК «Трудовик», СХПК «Новая жизнь», СХПК «Восход» и ОО им. Тимирязева |
Указ Президента Чувашской Республики от 02.02.2001 г. №10 «О развитии реформ в агропромышленном комплексе» |
2002-2004 |
Специалисты АПК |
4. Ежегодно проводить основные мероприятия по повышению плодородия почв в районе |
Постановление КМ Чувашской Республики №272 от 30.12.2000г. |
2002-2004 |
Специалисты АПК |
Развитие строительного комплекса.
Строительно-монтажные и ремонтные работы в районе ведутся строительными организациями - КТО «Ядринская», ДП «Модуль», АО «Стройтрест № 3», ДРСУ «Ядринское», ГУП «Чувашавтодор», Хозрасчетный строительный участок «Ядринский» АО «Дорис», ООО «Газсервис», ООО «Стройсервис».
За 2000 год строительными организациями района выполнено подрядных работ на сумму более 20 млн. рублей. В районе широкими темпами развиваются строительство автомобильных дорог, газопроводов и газификация населенных пунктов. Также идет строительство социального жилья, школ.
К 2004 году объем подрядных работ должен увеличиться на 10 %.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 - 2003 годы оплата жилья и коммунальных услуг устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в соответствии с ежегодно утверждаемыми республиканскими стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным использованием мер социальной защиты граждан.
На 1 сентября уровень платежей населения к себестоимости составил 72 %. К первому октября ожидается 80 %.
Предполагается осуществление следующих мероприятий:
отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание системы социальных счетов граждан;
пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот;
полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработка и реализация мер стимулирующих их снижение;
ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги;
обязательный конкурсный отбор подрядных организаций для выполнения работ по обслуживанию и ремонту, а также управлению муниципальным жилищным фондом;
конкурсная система отбора поставщиков строительных материалов и строительных организаций для жилищного строительства.
Развитие потребительского рынка.
Рост оборота розничной торговли за 2002- 2004 годы составит 9%, или объем розничного товарооборота в 2004 года составит 202,5 млн. рублей. Платные услуги вырастут на 11 % и составят 32,1 миллиона рублей.
Направления развития:
1. Развитие придорожного сервиса.
2. Увеличение ассортимента реализуемых товаров.
3. Модернизация существующих, торговых точек и точек общепита.
4. Привлечение в отрасль частных инвесторов.
5. Сохранение и улучшения работы торговых точек в сельской местности.
6. Улучшение культуры обслуживания.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация основных мероприятий программы обеспечит рост промышленной продукции на 11,6% и довести объем промышленной продукции до 379800 тысяч рублей, в сельском хозяйстве ожидается рост на 9,6%.
Увеличение розничного товарооборота на 11,1% позволит добиться реального увеличения доходов населения.
Переход к адресному принципу назначения социальных пособий и социальной помощи позволит увеличить долю средств, получаемых малообеспеченными домохозяйствами.
Расходы населения с доходом ниже прожиточного минимума на образование и здравоохранение в период 2001-2004 годов будут постепенно снижаться за счет сокращения неформальных платежей населения в этих сферах. Расходы на эти цели лиц со средними и высокими доходами будут расти быстрее за счет приобретения качественных платных услуг образования и здравоохранения.