В целях обеспечения безопасности и охраны жизни людей на водных объектах, предотвращения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления издается документ, в котором предусматривается:
1. Совместно с органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС) разработка и принятие собственных правил по охране жизни людей на водных объектах, включающих в себя:
● порядок учета зон рекреации водных объектов;
● организацию проведения технического освидетельствования;
● требования к зонам рекреации водных объектов;
● меры обеспечения безопасности населения при пользовании зонами рекреации водных объектов;
● меры обеспечения безопасности детей на воде;
● меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами;
● меры безопасности на льду;
● меры безопасности при пользовании ледовыми переправами;
● меры безопасности при производстве работ по выемке грунта и выколке льда.
2. Определение меры ответственности физических и юридических лиц за невыполнение данных правил в соответствии с действующим законодательством.
3. Назначение должностных лиц органов местного самоуправления, ответственных за обеспечение безопасности людей на водных объектах и участвующих совместно с надзорными органами в проверках по определению готовности к эксплуатации рекреационных зон на водоемах.
4. Разработка и согласование с территориальными органами МЧС России плана взаимодействия по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, в котором следует отразить силы и средства, имеющиеся для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на акваториях, в местах массового отдыха людей, переправах, местах массового выхода рыбаков на лед и т.д., с учетом круглогодичного посещения указанных мест.
5. Проведение работы по установлению мест для массового отдыха, купания и занятия спортом на водных объектах совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны природы и ГИМС.
Перед началом купального сезона дно водоема до границы плавания должно быть обследовано водолазами и очищено от водных растений, коряг, камней, стекла и др., иметь постепенный скат без уступов до глубины 1,75 м при ширине полосы от берега не менее 15 м.
Площадь водного зеркала в месте купания при проточном водоеме должна обеспечивать не менее 5 кв.м на одного купающегося, а на непроточном водоеме – в 2-3 раза больше. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв.м площади пляжа. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, превышающего 0,5 м/сек.
Зоны рекреации должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам перед началом и в период купального сезона.
6. Установление сроков купального сезона, продолжительность работы зон рекреации водных объектов. Разработка совместно с органами ГИМС плана мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения у водных объектов.
7. Проведение мероприятий по обустройству мест массового отдыха. Руководителям организаций, частным лицам, имеющим базы отдыха с местами для купания на водных объектах, необходимо создавать ведомственные спасательные посты. На территории зоны рекреации, не далее 5 м от воды, через каждые 50 м должны выставляться щиты с навешенными на них спасательными кругами и «концами Александрова». На кругах должно быть нанесено название объекта и надпись «Бросай утопающему».
На каждом пляже должны быть установлены мачты голубого цвета высотой 8-10 м для подъема сигналов: желтого флага 70x100 см или 50x70 см (купание разрешено), черного шара диаметром 1 м (купание запрещено).
На пляжах должны быть оборудованы помещения для оказания первой медицинской помощи с постоянным дежурством персонала. Пункт первой медицинской помощи должен быть обеспечен необходимым инструментом и медикаментами для оказания помощи пострадавшим на воде. Обеспечить проведение водолазных осмотров дна в местах купания.
8. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, по производственным и иным соображениям проведение работы по установлению мест, где запрещены купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, другие условия общего водопользования.
9. Определение порядка привлечения добровольцев-общественников для оказания помощи профессиональным спасательным подразделениям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на водных объектах.
10. Привлечение сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка в местах массового отдыха населения на акваториях. При проведении патрулирования в местах рекреации обращать особое внимание на наличие точек торговли спиртными напитками.
11. Участие совместно с органами милиции, органами ГИМС, управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в установлении режима работы ледовых переправ.
Немаловажное значение в организации работы по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде имеет профилактическая и пропагандистская работа с населением.
Многолетняя практика работы по обеспечению безопасности и охране жизни людей на воде показывает, что при правильно организованном разъяснении правил поведения людей на водных объектах, а также неукоснительном их соблюдении, существенно сокращается уровень несчастных случаев и, особенно, гибель людей на водоемах.
Сектор специальных программ
Ядринской районной администрации