УТВЕРЖДАЮ:
начальник отдела образования
и молодежной политики
------------------ А.А.Филимонов
«____»_________________2006 г
Должностная инструкция классного руководителя Ядринского района.
1. Общие положения:
1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных, деловых и психологических проблемах школьной жизни.
1.2. Классный руководитель должен иметь высшее (в 1-11 классах), или среднее специальное педагогическое образование (в 1-4 классах), или опыт работы с детьми не менее 5 лет.
1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
1.5 Классный руководитель в 5-11-х классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе. На период отпуска и временно нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя , не имеющего класса и работающего в данном классе.
2. Функции
Основными задачами и направлениями работы классного руководителя являются:
2.1. Содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
2.2. Оказание помощи воспитанникам в учебной деятельности.
2.3. Организация в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещение уроков учителей-предметников.
2.4. Содействие получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии.
2.6. Защита прав и свободы воспитанников, ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
2.7. Работа с родителями по проблемам воспитания ребенка. Проведение родительских собраний, привлечение родителей к помощи школе.
2.8. Организация внеучебной жизни класса;
2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
3. Права классного руководителя.
Классный руководитель имеет право:
3.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
3.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
3.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
3.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суда.
3.5. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями – предметниками в классе, координировать их работу .
3.6. Определять программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся.
3.8. Приглашать родителей в учебное заведение.
3.9. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
3.10. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленным Правилами о поощрениях и взысканиях.
Классный руководитель не имеет права:
3.11. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
3.12. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
3.13. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
3.14. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
3.15. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
4. Должностные обязанности классного руководителя :
4.1. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе; помогать деятельности детской общественной организации; организовать творческие дела в классе.
4.2. Организовать классный коллектив, вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
4.3. Изучать личность школьников, условия их жизнедеятельности в соответствии с имеющими методиками, учитывая мнения учителей и родителей;
4.4.Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
4.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем, привлекать психолога , сотрудничать с социальным педагогом.
4.6. Содействовать социальной и правовой защите их прав;
4.7. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы;
4.8. Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных отраслей;
4.9. Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
4.10. Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
4.11. Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.
4.12 Организовать питание; дежурство по классу, школе, столовой; заботиться о внешнем виде воспитанников;
Режим работы классного руководителя:
4.13. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из требований Трудового кодекса Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
4.14. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, должно составлять не менее 6 часов (т.е . не менее 1 часа в день).
4.15.Час классного руководителя (часы общения) должен проводиться обязательно один раз в неделю по расписанию, о чем он делает запись в классном журнале.
4.16.Количество воспитательных мероприятий - не менее двух наиболее важных коллективных дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
4.17.Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
4.18.Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации школы по окончании четверти по утвержденному порядку.
4.19.В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Классный руководитель должен знать:
4.20.Закон Российской Федерации «Об образовании».
4.21.Конвенцию ООН о правах ребенка.
4.22.Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
4.23. Школьную гигиену.
4.24. Педагогическую этику.
4.25. Теорию и методику воспитательной работы.
4.26. Основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь:
4.27. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
4.28. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
4.29. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
4.30. Организовать воспитательное мероприятие.
4.31.Организовать и провести родительское собрание.
4.32 Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Документация и отчетность:
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
4.33. Классный журнал.
4.34.План воспитательной работы с классным коллективом.
4.35. Личные дела учащихся и следит за их состоянием..
4.36. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
4.37. Протоколы родительских собраний.
4.38. Дневник учащихся.
4.39.Дневник или тетрадь классного руководителя в любой форме.
4.40.Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.
5. Ответственность :
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью учащихся, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах , установленных трудовым или гражданским законодательством.
5.4. За несвоевременное и некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждую четверть( план утверждается директором школы или заместителем директора не позднее 5 дней с начала планируемого периода) классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.