С развитием рыночных отношений статистика стала важнейшим инструментом управления обществом. Статистические данные служат официальным источником информации, отражают развитие различных сторон жизни общества, являются основой принятия управленческих решений. Государственная статистика ориентирована на потребности различных групп пользователей, среди которых органы власти, бизнес-сообщество, научные, общественные организации и население.
Сегодня наше интервью с руководителем Чувашстата Э.Максимовой по теме сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
– Эльвира Геннадьевна, в последние годы статистика переживает настоящий бум. Это интенсивное правовое обеспечение, внедрение новых технологий, повышение уровня автоматизации статистических работ, проведение социально-демографических и экономических переписей. Хотелось бы поподробнее узнать о предстоящей бизнес-переписи, которая намечена на апрель следующего года.
– Да, бизнес-перепись, пройдет в следующем году. Это уже второе обследование малого и среднего бизнеса. Первый раз бизнес обследован в 2011 году и в последующем это обследование будет проводиться регулярно - раз в пять лет, как того требует федеральное законодательство. В этой переписи нам предстоит обследовать около 18 тысяч юридических лиц и свыше 31 тысячи индивидуальных предпринимателей. В целом по России планируется обследовать примерно 2,8 млн. малых предприятий (включая микропредприятия), 16 тысяч средних предприятий и 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей.
– Чем обоснована необходимость проведения «переписи» малого и среднего бизнеса? Разве у государства нет данных о существующих предприятиях?
– Да, действительно, часть информации есть в различных административных источниках, в том числе в налоговых органах, но она не охватывает всего спектра сведений о деятельности малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Наша задача – сформировать комплексную детализированную информацию, сгруппированную по размеру бизнеса и по видам деятельности. Практическая ценность сплошного наблюдения заключается в том, что его результаты среди прочих будут использованы при формировании базовых таблиц «Затраты-Выпуск» – важного аналитического инструмента для управления макроэкономическими процессами.
– Каков механизм проведения обследования?
– Если предприятие официально зарегистрировано, мы должны его найти. Кстати, уже после 16 ноября приступят к работе регистраторы, которые обойдут места массового сосредоточения фирм и их представительств с целью уточнения фактических адресов респондентов и передачи им форм федерального статистического наблюдения. Даже если предприятие сдает нулевую налоговую отчетность, для статистиков оно живое, временно приостановившее свою деятельность. И мы такое предприятие обязаны обследовать. Начало переписи приурочено к 1 апреля, когда составляются бухгалтерские балансы, чтобы предпринимателям два раза не делать одну и ту же работу.
– Изменились ли критерии отнесения агентов рынка к субъектам малого и среднего предпринимательства?
– Увеличены предельные значения выручки, в сравнении с применяемыми ранее, и они составляют сейчас для микропредприятий 120 млн. рублей, для малых предприятий 800 млн. рублей, для средних предприятий 2 млрд. рублей. Также для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства изменились и критерии по структуре уставного капитала.
– Формы для всех одинаковые или разработаны для каждого направления бизнеса отдельно?
– Сбор сведений осуществляется с использованием форм статистического наблюдения на бумажном носителе и в электронном виде.
Формы разработаны отдельно для малых (включая микро) предприятий – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Средние предприятия отчитываются на тех же формах, которые они представляли ранее. При этом формы унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.
– Будут ли результаты обследования публиковаться и каким образом будет обеспечено сохранение конфиденциальности информации?
– Результаты будут доступны и официально опубликованы в электронном виде. В соответствии с требованиями законодательства информация при обработке будет обезличиваться и использоваться исключительно в обобщенном виде по отраслям, без привязки к конкретным предприятиям. Итоги будут представлять собой сводную информацию по России, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности. Предварительные итоги сплошного наблюдения будут доступны уже в декабре 2016 года. Подведение и публикация окончательных итогов сплошного наблюдения будет осуществлена в срок до 1 июля 2017 года.
– Кому, в первую очередь, нужны результаты проводимого исследования? Я имею в виду те результаты, что будут публиковаться открыто?
– Они нужны всем: бизнесу, государству и всему обществу. Итоги дадут полную и объективную картину текущего состояния отечественного малого и среднего бизнеса, что позволит хозяйствующим субъектам более адресно получать субсидии и иные ресурсы на развитие своей деятельности.
Кроме того, итоги обследования позволят самому бизнесу увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться и какие направления развивать. Такой подход к оценке собственных перспектив является распространенной практикой для предпринимателей в западных странах, которые там являются активными пользователями официальной статистической информации.
– За счет каких средств проводится сплошное наблюдение? Каковы при этом основные статьи расходов?
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением сплошного наблюдения малого и среднего предпринимательства, обработкой его материалов и публикацией итогов, в период с 2015 по 2017 годы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на проведение указанных мероприятий на соответствующий год.
Денежные средства пойдут на разработку программного обеспечения, печать бланков, почтовые расходы, обучение и оплату работы временного персонала.
Е. Федорова