Приложение №3
к муниципальной программе
Ядринского района Чувашской Республики
«Социальная поддержка граждан»
ПОДПРОГРАММА
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН"
НА 2017 - 2020 ГОДЫ
Паспорт подпрограммы
Соисполнители подпрограммы
|
-
|
Отдел образования Ядринской районной администрации Чувашской Республики;
Отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ Ядринской районной администрации Чувашской Республики;
Отдел социального развития Ядринской районной администрации Чувашской Республики;
Отдел информационного обеспечения Ядринской районной администрации Чувашской Республики;
администрации городского и сельских поселений Ядринского района Чувашской Республики (по согласованию)
|
Цель подпрограммы
|
-
|
обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения — далее МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Ядринском районе Чувашской Республике
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике среды жизнедеятельности;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике среды жизнедеятельности
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Ядринском районе Чувашской Республике - 45 процентов;
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ядринском районе Чувашской Республике - 45 процентов;
доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике - 55 процентов;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Ядринском районе Чувашской Республике - 20 процентов;
доля инвалидов, принявших участие в культурных мероприятиях, в общей численности инвалидов в Ядринском районе Чувашской Республике - 5 процентов;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Ядринском районе Чувашской Республике - 15 процентов;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности опрошенных инвалидов в Чувашской Республике - 45 процентов
|
Срок реализации подпрограммы
|
-
|
2017 - 2020 годы
|
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам реализации
|
-
|
объемы финансирования реализации мероприятий подпрограммы в 2017 - 2020 годах составляют 1 590 086,00 рублей, в том числе:
в 2017 году — 1 590 086,00 рублей;
из них средства:
федерального бюджета — 1 090 000,00 рублей (68,6 %), в том числе:
в 2017 году — 1 090 000,00 рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики — 250 043,00 рублей (15,7 %), в том числе:
в 2017 году — 250 043,00 рублей;
местного бюджета — 250 043,00 рублей (15,7 %), в том числе:
в 2017 году — 250 043,00 рублей;
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике;
формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике;
преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе.
|
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере
и прогноз ее развития
Подпрограмма "Доступная среда" муниципальной программы Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан" на 2017 - 2020 годы (далее - подпрограмма) представляет комплекс мер, направленных на решение проблем инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации, и создание доступной среды жизнедеятельности.
Актуальность проблемы создания в Ядринском районе Чувашской Республики доступной среды определяется наличием в социальной инфраструктуре общества значительного количества инвалидов и других МГН, а также требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики к созданию соответствующих условий жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями.
Существующая нерешенность проблемы формирования доступной среды вызывает серьезные социально-экономические последствия:
снижение трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающееся на занятости, образовательном и культурном уровнях развития и качестве жизни, в свою очередь приводит к увеличению бюджетных расходов, направляемых на предоставление мер социальной поддержки;
вынужденная изоляция инвалидов и высокая социальная зависимость, являющиеся дополнительными факторами инвалидизации, создают препятствия для интеграции их в общество;
серьезные барьеры для общения как с инвалидами, так и с другими МГН, возникающие вследствие непонимания и равнодушного отношения к ним, обусловливают потребность в проведении соответствующих информационно-разъяснительных мероприятий среди населения.
В настоящее время в Ядринском районе Чувашской Республике проживают 7,5 процента общей численности населения инвалиды. Это 1899 человек. Из них 206 человек – инвалиды 1 группы, 826 – инвалиды 2 группы, 1021 – 3 группы, 114 – дети–инвалиды до 18 лет.В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов и ветеранов. Их социальная поддержка характеризуется системой мер, обеспечивающих им социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
Одной из основных проблем для инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, особенно для лиц, передвигающихся на колясках, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в Чувашской Республике при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства проверяется соответствие выполненных работ по обеспечению доступа и удобства жизнедеятельности инвалидов и МГН объемам, предусмотренным проектной документацией.
Проводится модернизация светофорных объектов, включающая в себя установку звуковых сопровождающих устройств. Финансирование данных мероприятий осуществляется на условиях софинансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Ядринского района .
Ядринской районной администрацией Чувашской Республики и общественными организациями инвалидов ежегодно проводится мониторинг доступности для инвалидов существующих объектов социальной инфраструктуры. Сформирован перечень объектов социальной инфраструктуры, требующих обеспечения доступности для инвалидов и других МГН. Более половины из них частично оборудованы для доступа инвалидов и других МГН (имеются пандусы на входах, поручни, кнопки вызова персонала и др.). Вместе с тем эти объекты необходимо оснастить средствами ориентации для граждан с нарушениями зрения и слуха. Кроме того, многие из этих объектов, имея оборудованные входные группы, не обеспечивают условия для оказания услуг внутри помещений.
С целью объективной оценки доступности социально значимых объектов в районе проводится паспортизация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. В состав комиссий по паспортизации входят представители Ядринской районной администрации и общественных организаций инвалидов. В соответствии с перечнем приоритетных объектов и услуг, составленным совместно с представителями общественных организаций инвалидов, на основании паспортов доступности объектов будет сформирована карта доступности объектов и услуг в Ядринском районе Чувашской Республики.
Одним из актуальных направлений профессиональной реабилитации инвалидов является получение ими образования. В настоящее время в Ядринском районе Чувашской Республике проживает 114 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В системе дошкольного образования района созданы условия для осуществления непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого функционирует 1 дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида.
Из общего числа детей-инвалидов 34 ребенка школьного возраста.
Активно развиваются инклюзивные формы и технологии обучения детей-инвалидов.
Проводится работа по реализации республиканской модели дистанционного образования. Сформирована сеть дистанционных центров, включающая 1 общеобразовательную организацию, в которой обучаются 13 детей-инвалидов, проживающих городе Ядрине.
Вместе с тем в сфере образования инвалидов имеется ряд проблем, в том числе:
недостаток тренеров-преподавателей для внедрения инклюзивных и интегрированных образовательных моделей;
недостаточность финансовых средств для укрепления материально-технической базы и приобретения специального оборудования для специализированных учреждений для детей-инвалидов.
Значительное внимание в Ядринском районе Чувашской Республики уделяется реабилитации инвалидов и детей-инвалидов методами физической культуры и спорта. В настоящее время физической культурой и спортом в районе регулярно занимается около 19 человек с ограниченными возможностями здоровья.
В ФСК «Присурье» работают группы для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно проводятся турниры и соревнования для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, глухих, слепых в дисциплинах: легкая атлетика, настольный теннис, стрельба из лука, дартс, плавание и бадминтон.
Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:
спортивные сооружения не адаптированы для нужд людей с ограниченными возможностями;
необходимо специальное оборудование и дополнительные приспособления для занятий в зависимости от степени и формы ограничения;
недостаточно квалифицированных кадров, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов средствами физической культуры и спорта.
Одной из действенных форм социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество является приобщение их к ценностям культуры. В связи с этим достаточно актуальной является проблема создания условий доступности для инвалидов и других МГН информации, предоставляемой учреждениями культуры и искусства. Среди пользователей библиотек и музеев 1,3 процента - люди с ограниченными возможностями, творчески одаренные, с активной жизненной позицией: самодеятельные поэты, начинающие писатели, мастера декоративно-прикладного искусства. Учреждениями культуры накоплен достаточный опыт социальной и культурной реабилитации и информационной поддержки людей с ограниченными возможностями.
В Ядринской центральной библиотеке для детей-инвалидов реализуется целевая библиотечная программа "Если ты не такой, как другие". Основная часть библиотек не обеспечена специальными компьютерными программами для обучения данной категории населения компьютерным технологиям.
Несмотря на проводимую работу, нерешенными остаются следующие вопросы:
самообразование и реализация творческих способностей инвалидов и других МГН;
оснащение учреждений культуры специальными техническими и программными средствами для инвалидов;
обеспечение доступности учреждений культуры.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающих права и потребности жителей района, необходимость ее решения вытекает как из требований законодательства Чувашской Республики, так и из международных обязательств Российской Федерации.
Вместе с тем финансовые возможности бюджета Ядринского района Чувашской Республики не позволяют в полной мере решить данную проблему, в связи с этим требуется дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
С учетом изложенного использования программного метода представляется наиболее целесообразным для создания в Ядринском районе Чувашской Республики доступной среды для инвалидов и других МГН.
Раздел II. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели
(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание
основных ожидаемых конечных результатов,
срок реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республики среды жизнедеятельности;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республики;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республики среды жизнедеятельности.
Срок реализации подпрограммы - 2017 - 2020 годы.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы приведены в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республике;
формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ядринском районе Чувашской Республики;
преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе.
Раздел III. Характеристика основных мероприятий
подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию целей и задач подпрограммы и муниципальной программы в целом.
Подпрограмма объединяет 2 основных мероприятия:
Основное мероприятие 1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН
В рамках выполнения данного мероприятия требуются проведение работ по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов и других МГН (оборудование входной зоны помещения и путей движения, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий); приспособлению остановок общественного пассажирского транспорта и пешеходных переходов вблизи социально значимых объектов к обслуживанию инвалидов и других МГН.
Основное мероприятие 2. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН
В рамках выполнения данного мероприятия планируются реализация мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; проведение мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; размещение в средствах массовой информации материалов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями и их проблемам.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
Раздел V. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета Ядринского района, субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, субсидий из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, а также средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.
Объемы финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы составляют 1 590 086,00 рублей, в том числе:
в 2017 году — 1 590 086,00 рублей;
из них средства:
федерального бюджета — 1 090 000,00 рублей (68,6 %), в том числе:
в 2017 году — 1 090 000,00 рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики — 250 043,00 рублей (15,7 %), в том числе:
в 2017 году — 250 043,0 рублей;
местных бюджетов — 250 043,0 рублей (15,7%), в том числе:
в 2017 году — 250 043,0 рублей;
Бюджетные ассигнования на приоритетные сферы жизнедеятельности на 2017 год составляют:
в сфере образования — 1 590 086,00 тыс. рублей.
В ходе реализации подпрограммы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом поступления субсидий из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, реальных возможностей бюджета Ядринского района Чувашской Республики.
В рамках реализации подпрограммы предоставляются субсидии бюджету Ядринского района Чувашской Республики на реализацию мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в соответствии с Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на проведение мероприятий по формированию в Чувашской Республике сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июня 2012 г. N 229.
Привлечение внебюджетных средств из различных источников осуществляется путем расходования собственниками указанных средств на реализацию мероприятий подпрограммы с последующим информированием ответственного исполнителя подпрограммы о выполнении мероприятий подпрограммы и произведенных расходах.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования приведено в приложении N 3 к подпрограмме.
Раздел VI. Анализ рисков реализации подпрограммы
и описание мер управления рисками
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач подпрограммы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению некоторых мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении.