Проведен анализ деятельности Ядринского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Чувашской Республике по рассмотрению обращений граждан за период своего существования, то есть с сентября 2007 года и за январь- май 2008г.
В 2007 году межрайонным отделом было зарегистрировано 514 сообщений о преступлениях, по результатам проверки которых было возбуждено 27 уголовных дел, отказано в возбуждении уголовного дела по 453 сообщениям. В 2008 году по 604 зарегистрированным сообщениям о преступлении возбуждено 46 уголовных дел, по 578 отказано в возбуждении уголовного дела.
В 2007 году в отдел поступило 12 жалоб, из них 1 жалоба удовлетворена, 6 обращений были приобщены к материалам уголовного дела, 1 жалоба направлена для разрешения в другие ведомства.
В 2008 году разрешено 16 таких обращений, из них удовлетворена 1 жалоба, 1 обращение приобщено к материалам уголовного дела.
Анализ поступающих обращений показал, что граждане еще не достаточно проинформированы о том, какие их обращения и как рассматриваются следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Так, 21.05.2008г. на имя руководителя отдела поступило обращение Р. об опротестовании составленного в отношении него работниками ГИБДД протокола об административном правонарушении. 28.05.2008г. поступило обращение Ш. о своем несогласии с постановлением дознавателя ОВД о возбуждении уголовного дела в отношении указанного гражданина. Указанные обращения направлены лицам, уполномоченным их разрешать в соответствии с их полномочиями.
Основная деятельность следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, как и следователей других правоохранительных органов, связана с исполнением законодательства об уголовном судопроизводстве. Она заключается не только в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и свобод.
В связи с этим в межрайонный следственный отдел в основной массе поступают обращения граждан, связанные с уголовным судопроизводством. Это заявления граждан, руководителей организаций и предприятий о совершенных или совершаемых преступлениях, либо явки с повинной граждан о совершенном преступлении. Эти обращения граждан считаются сообщениями о преступлении, они проверяются следователями в соответствии со ст. 144 УПК РФ, по результатам их проверки возбуждаются уголовные дела, отказывается в возбуждении уголовного дела, либо они направляются по подследственности дознавателям или следователям других органов.
Не каждое заявление о якобы совершенном преступлении проверяется в соответствии со ст. 144 УПК РФ. Так, не подлежат проверке «анонимные» (без указания Ф.И.О., адреса автора) заявления, обращения, в которых заявители, не соглашаясь с процессуальными решениями следователей, прокуроров и судьей, ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления.
Следователями так же рассматриваются ходатайства участников досудебного производства (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, его защитник и т.д.) о производстве процессуальных действий или принятия процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения законных прав и интересов заявителей. Как правило, при обоснованности таких ходатайств, они следователями удовлетворяются.
В соответствии с УПК РФ же рассматриваются руководителями следственных органов жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействия) и процессуальные решения следователей.
Анализ жалоб граждан показывает, что они в основной массе поступают на процессуальные решения следователей по материалам проверок сообщений о преступлениях, по удовлетворенным жалобам были отменены постановления следователей об отказе в возбуждении уголовного дела в виду неполноты проведенной проверки, хотя в последующем по результатам дополнительной проверки были приняты аналогичные решения.
Поступившие обращения и жалобы рассматривались в установленный срок, с нарушением установленных сроков жалобы не разрешались, жалобы повторно не рассматривались.
По результатам рассмотрения этих ходатайств и жалоб выносятся постановления об их удовлетворении, либо об отказе в их удовлетворении. При этом обязательно заявителям письменно разъясняется порядок обжалования этих решений должностных лиц следственных органов вышестоящему руководителю или в суд.
За обобщаемый период в суд было обжаловано 5 постановлений работников отдела об отказе в удовлетворении ходатайств и жалоб, судом эти постановления были признаны законными и обоснованными.
В следственный отдел поступают и другие обращения граждан, которые рассматриваются в соответствии с требованиями ведомственной Инструкции, разработанной в соответствии с требованиями с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно этой Инструкции, ответы не даются по обращениям, если в них не указаны сведения о фамилии и о почтовом адресе, отправившего обращение, если обращение отправлено от имени другого лица, если текст письменного обращения не поддается прочтению, если в обращении содержатся нецензурные и оскорбительные выражения.
Обращения, в которых не содержатся достаточных сведений для его разрешения, возвращаются заявителю с предложением восполнить недостающие данные. Не подлежат разрешению обращения, содержание которых отражает намерение авторов вмешаться в деятельность следственных органов, если содержание обращения лишено смысла.
Руководитель Ядринского межрайонного
следственного отдела СУ СК
при прокуратуре РФ по ЧР
советник юстиции С.П. Савельев