Приложение № 4
к муниципальной программе «Повышение безопасности
жизнедеятельности населения и территории Ядринского
района Чувашской Республики»
ПОДПРОГРАММА
«ПРОФИЛАКТИКА НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, НАРКОМАНИИ В ЯДРИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
- Отдел социального развития администрации Ядринского района Чувашской республики
|
Соисполнитель
подпрограммы
|
- Сектор специальных программ;
Правовой сектор Ядринской районной администрации;
Отдел образования Ядринской районной администрации;
администрации городского и сельских поселений Ядринского района, ОМВД России по Ядринскому району (по согласованию), КУ «Центр занятости населения Ядринского района» Минтруда Чувашии (по согласованию), БУ «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии (по согласованию), общественные объединения (по согласованию), средства массовой информации (по согласованию)
|
|
|
Цели подпрограммы
|
- профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий
|
Задачи подпрограммы
|
- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности;
совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения;
дальнейшее оснащение лечебно-профилактических учреждений Ядринского района необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием с целью совершенствования системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
к 2017 году предусматривается достижение следующих показателей:
распространенность преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - 62,1 на 100 тыс. населения;
удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний - 5,5 процента;
доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в общем количестве зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, - 57,9 процента;
удельный вес несовершеннолетних лиц в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений, - 5,2 процента;
доля детей, подростков и лиц до 25 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, в общей численности указанной категории населения - 30 процентов;
доля больных наркоманией, привлеченных к мероприятиям медицинской и социальной реабилитации, в общем числе больных наркоманией, пролеченных стационарно, - 38 процентов;
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше двух лет, на 100 больных среднегодового контингента - 12,5 процента
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы
|
- 2016 год
|
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам ее реализации
|
прогнозируемые объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы в 2016 году составят 13 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств бюджета - 13тыс. рублей, из них:
за счет средств Ядринского районного бюджета – 13 тыс. руб.
|
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
|
- ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для населения Ядринского района Чувашской Республики, прежде всего несовершеннолетних;
снижение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
увеличение количества изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
увеличение числа детей, подростков, молодежи, охваченных профилактическими мероприятиями;
увеличение доли больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет.
|
|
|
Раздел I. Характеристика сферы реализации муниципальной подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Необходимость разработки подпрограммы, направленной на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также профилактику наркомании и формирование здорового образа жизни, продиктована следующими обстоятельствами:
приоритетное значение профилактики наркомании в формировании здорового образа жизни и стабилизации демографической ситуации в Ядринском районе Чувашской Республики;
необходимость формирования установок здорового образа жизни как социального свойства личности, гарантирующего в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость.
Муниципальная подпрограмма Ядринского района Чувашской Республики «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психоактивных веществ, наркомании в Ядринском районе» (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" (далее - Стратегия), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 299 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", Законом Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 53 "О профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ".
Анализ ситуации, сложившейся с распространением наркотиков на территории Ядринского района Чувашской Республики, показывает, что работа по профилактике и пресечению потребления наркотических средств и психотропных веществ, благодаря объединением усилий субъектов профилактики, накопившим большой опыт работы в новых социально-экономических условиях, позволяют контролировать наркоситуацию. В антинаркотическую работу активно включаются общественные организации и учреждения Ядринского района.
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется. Это обусловлено следующими факторами:
появлением и распространением на наркорынке, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», новых психотропных веществ, обладающих высоким наркогенным потенциалом и высокой токсичностью;
наличием на территории Чувашской Республики автомобильной трассы федерального значения, использующейся в том числе и для транспортировки наркотических средств и психотропных веществ;
расположением на территории Чувашской Республики объектов, в деятельности которых осуществляется оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры), в том числе публичного акционерного общества "Химпром", являющегося предприятием - производителем прекурсоров;
увеличением количества иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет по месту пребывания;
нахождением на территории Чувашской Республики федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение N 7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии для лечения осужденных женщин, зависимых от наркотических средств.
Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами является одной из наиболее серьезных проблем нашего общества, вызывающей необходимость активных и решительных действий по организации профилактики наркозависимости и борьбы с распространением наркотиков. В рамках реализации Стратегии введен принципиально новый правовой институт альтернативной ответственности, когда решением суда в рамках уголовного или административного судопроизводства обеспечивается направление потребителей наркотических средств и психотропных веществ на лечение, реабилитацию и ресоциализацию.
В Ядринском районе на базе БУ «Ядринская ЦРБ им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии работает кабинет нарколога, где ведется прием лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, который обеспечен тест-системами экспресс-диагностики для медицинского освидетельствования состояний наркотического опьянения.
Совершенствование методов первичной профилактики, особенно среди групп повышенного риска (детей и подростков), проведение постоянного мониторинга, внедрение современных превентивных технологий, функционирование санитарно-просветительского кабинета, внедрение анонимных методов обследования и лечения способствовали стабилизации эпидемиологической ситуации.
В Ядринском районе определены приоритетные направления и осуществляются меры по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и подрыву экономических основ наркопреступности. Деятельность правоохранительных органов в настоящее время переориентирована на преимущественное выявление и привлечение к уголовной ответственности производителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков.
В целях своевременного привлечения к лечебно-реабилитационному процессу лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, требуется организация четкой и контролируемой государством системы реабилитации и ресоциализации, что является гуманным по отношению как к самим потребителям, так и к членам их семей. Реализация основных положений национальной системы реабилитации и ресоциализации позволит снизить напряженность наркоситуации, медико-социальные потери, а также сформировать систему ранней профилактики рецидивной преступности в обществе. Несмотря на относительную стабильность наркоситуации в Чувашской Республике, актуальность борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими сохраняется.
В рамках настоящей Подпрограммы планируется продолжить наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании. Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов местного самоуправления и общественных организаций, правоохранительных органов, привлечение общественных объединений, поддержка деятельности медицинских организаций позволяют контролировать наркоситуацию.
Программа разработана в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по дальнейшему усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, улучшения показателей здоровья жителей Ядринского района.
Раздел II. Приоритеты в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, срок и этапы реализации Подпрограммы
Приоритетом государственной политики в сфере реализации подпрограммы является формирование здорового образа жизни и стабилизация демографической ситуации.
Основными целями подпрограммы являются:
профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий.
Достижению поставленных в подпрограмме целей способствует решение следующих задач:
совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности;
совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения;
дальнейшее оснащение лечебно-профилактических учреждений Ядринского района необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием с целью совершенствования системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией.
Целевыми показателями и индикаторами подпрограммы являются:
распространенность преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний;
доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в общем количестве зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
удельный вес несовершеннолетних лиц в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений;
доля детей, подростков и лиц до 25 лет, вовлеченных в мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотиков, в общей численности указанной категории населения;
доля больных наркоманией, привлеченных к мероприятиям медицинской и социальной реабилитации, в общем числе больных наркоманией, пролеченных стационарно;
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии свыше двух лет, на 100 больных среднегодового контингента.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит:
снизить доступность наркотических средств и психотропных веществ для населения Ядринского района Чувашской Республики, прежде всего несовершеннолетних;
снизить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
увеличить количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
увеличить число детей, подростков, молодежи, охваченных профилактическими мероприятиями;
увеличить долю больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет.
Подпрограмма реализуется в 2016 году без разделения на этапы, так как большинство мероприятий подпрограммы реализуется ежегодно с установленной периодичностью.
Состав показателей (индикаторов) подпрограммы определен исходя из необходимости выполнения основных целей и задач подпрограммы.
Раздел III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач подпрограммы. Перечень основных мероприятий подпрограммы «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Ядринском районе Чувашской Республики» муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Ядринского района Чувашской Республики» приведены в Приложении.
Основное мероприятие 1. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков
Данное мероприятие предусматривает:
организацию и проведение мероприятий в местах компактного проживания и работы лиц, прибывших на территорию Ядринского района Чувашской Республики из наркоопасных регионов, с целью выявления мигрантов, представляющих оперативный интерес;
проведение мероприятий в общественных местах с концентрацией несовершеннолетних с целью предупреждения потребления подростками и молодежью наркотических средств и психотропных веществ;
проведение мероприятий по выявлению и пресечению деятельности лиц, задействованных в налаживании каналов поставок наркотических средств и психотропных веществ на территорию Ядринского района Чувашской Республики, в том числе с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение межведомственных мероприятий по своевременному перекрытию каналов поставки наркотических средств и психотропных веществ на территорию исправительных учреждений в Чувашской Республике;
осуществление мер, направленных на выявление и уничтожение растительно-сырьевой базы, пригодной для изготовления наркотиков, пресечение преступной деятельности заготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков.
Основное мероприятие 2. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики
Данное мероприятие предусматривает:
проведение мероприятий по выявлению лиц, осуществляющих управление транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, а также по выявлению лиц, совершающих административные правонарушения, связанные с незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, в общественных местах;
проведение профилактических мероприятий в образовательных организациях, направленных на предупреждение негативных процессов, происходящих в молодежной среде в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
проведение мероприятий по созданию территорий, свободных от наркотиков, в местах проведения досуга подростков и молодежи, иных местах с массовым пребыванием граждан;
проведение мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией;
Основное мероприятие 3. Совершенствование организационно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности в Чувашской Республике
Данное мероприятие предусматривает:
организацию методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики по организации системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, лечения и реабилитации лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
разработку и внедрение в практическую деятельность образовательных организаций программ и методических рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих распространению наркомании среди несовершеннолетних и молодежи;
организацию и проведение мониторинга наркоситуации в Ядринском районе Чувашской Республики;
оказание организационно-методической помощи операторам сотовой связи и провайдерам, предоставляющим право доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в реализации мероприятий по пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ;
реализацию комплекса мероприятий по разоблачению деструктивной рекламной деятельности нелегальных структур наркобизнеса, активизацию антирекламы в сфере незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Ядринского района, органов местного самоуправления в Ядринском районе Чувашской Республики, институтов гражданского общества и населения Ядринского района Чувашской Республики по выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, создание общественных механизмов их стимулирования к добровольной диагностике, лечению и реабилитации;
- проведение комплексных социологических исследований для оценки масштабов немедицинского потребления наркотических средств и социально-экономических потерь от распространения наркомании;
- внедрение современных оздоровительных технологий и физкультурно-профилактических моделей по предупреждению потребления наркотиков в системе воспитания и организации досуга молодежи;
- формирование системы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей, подростков и молодежи при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- включение в программу учебного процесса образовательных учреждений Ядринского района занятий по формированию у молодежи негативного отношения к употреблению наркотических средств и других одурманивающих веществ;
- организация показов спектаклей с целью формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, СПИДа и ВИЧ-заболеваний;
- размещение публикаций в печатных средствах массовой информации о вреде употребления наркотических и одурманивающих веществ;
- организация и проведение конкурса плакатов среди учащихся учреждений дополнительного образования детей «Дети за здоровый образ жизни»;
- обеспечение пособиями и методическими рекомендациями педагогических и медицинских работников, родителей по профилактике и раннему выявлению потребителей психоактивных веществ (далее - ПАВ), в том числе нехимических видов зависимости, среди несовершеннолетних и молодежи;
- обеспечение размещения социальной рекламы в СМИ службами, оказывающими консультативную помощь, направленную на профилактику и раннее выявление потребителей ПАВ;
- проведение спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и формирование здорового образа жизни, среди подростков и молодежи;
- проведение ежегодных смотров-конкурсов на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства детей, подростков и молодежи;
- проведение ежегодных районных спортивно-массовых мероприятий среди детей и подростков;
- ежегодное проведение районной акции «Молодежь за здоровый образ жизни» (март - апрель, октябрь - ноябрь);
- обеспечение образовательных учреждений, медицинских организаций и учреждений культуры учебно-методической литературой, направленной на профилактику незаконного употребления наркотиков, включая периодические антинаркотические печатные издания;
- организация семинаров, совещаний, тренингов для педагогов, направленных на совершенствование превентивных технологий в рамках единого профилактического пространства, обусловливающих снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;
- проведение в образовательных учреждениях единого Дня здоровья;
- совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, проведение спартакиад, соревнований по отдельным видам спорта, конкурсов с широким привлечением родительской общественности;
- организация внутришкольных санитарных постов;
- проведение добровольного тестирования учащихся образовательных учреждений Ядринского района при проведении ежегодной диспансеризации;
- организация летнего спортивно-ориентированного оздоровительного отдыха для детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
Основное мероприятие 4. Совершенствование системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (за исключением медицинской)
Данное мероприятие включает в себя:
организацию работы с потребителями наркотических средств и психотропных веществ при проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, направленной на мотивирование к участию в программах комплексной реабилитации;
создание в центрах социального обслуживания граждан, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и центре образования и комплексного сопровождения детей Чувашской Республики условий для проведения постреабилитационного социального патроната лиц, потреблявших наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях и завершивших программы медицинской реабилитации, а также лиц группы риска;
обучение специалистов социальной службы организации и проведению постреабилитационного социального патроната лиц, потреблявших наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях и завершивших программы медицинской реабилитации;
создание координационного центра, осуществляющего сотрудничество с некоммерческими общественными объединениями, деятельность которых связана с профилактикой и реабилитацией наркозависимых лиц;
разработку критериев оценки и введение обязательной экспертизы образовательных и профилактических программ, реализуемых негосударственными организациями, на соответствие правовым, медицинским, духовно-нравственным нормам и требованиям профилактической деятельности;
организационно-методическую помощь некоммерческим организациям в сфере социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
разработку и реализацию мероприятий по трудоустройству лиц, прошедших лечение от наркомании и завершивших программы реабилитации.
- внедрение в практику современной концепции и организационно-методических моделей лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией с применением средств патогенетической терапии;
- проведение дифференцированной медицинской профилактики злоупотребления наркотиками среди несовершеннолетних на основе взаимодействия со специалистами первичного звена здравоохранения.
Участие органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики в указанных мероприятиях планируется путем принятия ими соответствующих муниципальных правовых актов в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, выделения соответствующего финансирования из средств местного бюджета Ядринского района Чувашской Республики.
Раздел IV. Обоснование объемов финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем бюджетных ассигнований в 2016 году составит 13 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств бюджета – 13 тыс. рублей, из них:
за счет средств Ядринского районного бюджета – 13 тыс. руб. в 2016 году.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов реализации подпрограммы приведены в Приложении.
Раздел V. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы
Для достижения целей и ожидаемых результатов реализации подпрограммы будет осуществляться координация деятельности всех субъектов, участвующих в реализации подпрограммы.
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие.
- Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей (соисполнителей), неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
2. Финансовые риски, которые связаны с финансированием подпрограммы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности подпрограммы, а также зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также предусмотренные ею меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации подпрограммы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
3. Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий таких катастроф.