Контрольно-счетный орган Ядринского района Чувашской Республики является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, который образован Ядринским районным Собранием депутатов Чувашской Республики.
Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Отчет является одной из форм реализации принципа гласности и ежегодно представляется Ядринскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики
Контрольно-счетный орган в отчетном периоде осуществлял свою деятельность на основе действующего законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики и решений Ядринского районного Собрания депутатов Чувашской Республики в соответствии с планом работы Контрольно-счетного органа на 2016 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетного органа и согласованным с Главой Ядринского района.
Приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетного органа в 2016 году было проведение комплекса контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований бюджетного законодательства и Положения о Контрольно-счетном органе Ядринского района.
В этих целях особое внимание уделялось контролю за формированием и исполнением Ядринского районного бюджета, оценке эффективности и целевого использования средств бюджета, контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, исполнением бюджетных полномочий главными распорядителями (администраторами) средств Ядринского районного бюджета, проведению работы по повышению уровня финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса, экспертизе проектов нормативных правовых актов, результаты которых позволили оценить действенность мер, принимаемых органами местного самоуправления, эффективность использования бюджетных средств, направляемых на реализацию важнейших задач.
Общая характеристика контрольных мероприятий и основные оценки по их результатам
Контрольно-ревизионная деятельность в 2016 году являлась одной из основных для КСО Ядринского района. Она осуществлялась по всем направлениям деятельности в соответствии с утвержденным Планом работы.
Контрольно-счетным органом было проведено 10 контрольно-ревизионных мероприятий, запланированных в 2016 году.
При проведении контрольных мероприятий было охвачено 6 органов местного самоуправления Ядринского района, 4 муниципальных учреждения.
Объем проверенных средств составил 84643,8 тыс. руб. Выявлено нарушений на общую сумму 14784,5 тыс. руб. Из общей суммы финансовых нарушений
нецелевое использование бюджетных средств выявлено на сумму 0,4 тыс. рублей;
неэффективное использование бюджетных средств –238,7 тыс. рублей;
прочие финансовые нарушения и недостатки (неправомерное расходование бюджетных средств, искажение бухгалтерской отчетности и др.) – 14545,4 тыс. рублей.
Основная сумма нарушений выявлена в ходе проведения проверки выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности сельскими поселениями Ядринского района. А именно, нарушения при исчислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, связанные с ошибочным определением срока полезного использования объектов основных средств, что противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
В проверяемых учреждениях в основном выявлены нарушения бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, Трудового кодекса и других нормативно-правовых актов Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Отчеты по результатам контрольных мероприятий доводились до Главы Ядринского района Чувашской Республики.
Анализ выявленных нарушений и недостатков в 2016 году показывает что:
- еще недостаточен уровень профессиональной подготовки специалистов, ответственных за ведение бухгалтерского учета;
- недостаточен контроль за соблюдением действующего законодательства при расходовании средств бюджета.
Обобщая результаты проведенной в отчетном периоде контрольной работы, КСО Ядринского района считает, что выявленные проверками нарушения не носили характер злоупотреблений, а, как правило, не должным образом соблюдали существующее законодательство в области учета и отчетности.
Всем проверенным учреждениям направлены представления, а так же оказана методическая и консультативная помощь для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков. В представлениях устанавливался контрольный период для исправления нарушений.
От всех проверенных учреждений получены ответы о выполнении представлений Контрольно-счетного органа Ядринского района.
Учитывая, что большинство выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий не подлежит устранению в проверяемом периоде, учреждениями приняты меры по не допущению аналогичных нарушений в последующей работе.
По фактам выявленных контрольными мероприятиями финансовых нарушений в Прокуратуру Ядринского района, в соответствии с заключенным соглашением, направлено 7 материалов проверок.
Общая характеристика экспертно-аналитической деятельности и основные оценки ее результатов.
Экспертно-аналитические мероприятия были направлены на обеспечение единой системы контроля за исполнением Ядринского районного бюджета. Данные мероприятия осуществлялись на стадиях:
- предварительного контроля, в части проведения экспертизы проекта Ядринского районного бюджета на 2017 год;
- текущего контроля, за исполнением бюджета района в 2016 году;
- последующего контроля, за исполнением Ядринского районного за 2015 год.
Всего в 2016 году подготовлено и направлено в Ядринское районное Собрание депутатов, а также Главе Ядринского района 16 экспертных заключений.
В целях контроля за соблюдением порядка формирования и рассмотрения бюджета Контрольно-счетным органом проведена экспертиза проекта Ядринского районного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Проект решения о Ядринском районном бюджете и представленные одновременно с ним документы и материалы в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ. Общие требования к структуре и содержанию проекта решения о бюджете, установленные Бюджетным кодексом РФ и Положением о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском районе Чувашской Республики, разработчиками были соблюдены.
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении Ядринского районного бюджета за 2015 год предусмотрена статьёй 264.4 БК РФ и включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчётности главных распорядителей (администраторов) средств бюджета.
Контрольно-счётным органом проведена внешняя проверка бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств за 2015 год, предметом которой являлась оценка достоверности показателей бюджетной отчётности. По результатам проверки подготовлено 4 заключения.
При проверке соблюдения порядка составления и представления бюджетной отчётности рассматривались:
- полнота предоставленной бюджетной отчётности на соответствие требованиям «Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ № 191н от 28.12.2010г. (с изменениями);
- обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств учреждений;
- согласование между собой результатов финансовых операций по данным бухгалтерского учёта и данных отчётности, а так же внутренняя согласованность соответствующих форм отчётности (соблюдение контрольных соотношений).
По результатам внешней проверки бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств, установлены отдельные факты неполноты и не информативности годовой бюджетной отчётности, включая не предоставление отдельных форм в составе пояснительной записки. Сведения в формах отчётности не соответствуют нормам статьи 264.1 БК и Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
Так, согласно статье 264.1 БК РФ, а также Инструкции № 191н, пояснительная записка должна содержать сведения о выполнении муниципального задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований получателями бюджетных средств в отчетном финансовом году. Так же пояснительные записки не содержат сведений о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств в отчетном финансовом году, отсутствует информация о причинах наличия остатков по выданным авансам и расчетам по принятым обязательствам, а также их увеличения.
Кроме того, в пояснительных записках не отражены обоснования внесения изменений в сводную бюджетную роспись и причины неполного освоения бюджетных средств.
Сопоставление данных бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, с данными отчета об исполнении Ядринского районного бюджета, представленного в КСО, расхождений кассовых расходов не установлено.
Финансовому отделу Ядринской районной администрации, организующему исполнение бюджета района, необходимо предъявлять соответствующие требования главным распорядителям бюджетных средств по выполнению требований бюджетного законодательства в части формирования и предоставления бюджетной отчётности.
В течение финансового года КСО осуществлял текущий контроль за исполнением Ядринского районного бюджета за 2016 год, при этом подготовлена информация о ходе исполнения Ядринского районного бюджета за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2016 года, которая размещена на сайте Ядринской районной администрации в системе Интернет.
Контрольно-счетный орган в течение 2016 года подготовил 5 заключений на проекты решения Ядринского районного Собрания депутатов «О внесении изменений в решение Ядринского районного Собрания депутатов «О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на 2016 год».
В 2016 году КСО проведена финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов и подготовлено 6 заключений.Экспертные заключения Контрольно-счетного органа, подготовленные по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий, с указанными в них выводами, рекомендациями и предложениями представлялись в Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики в установленные сроки.
Взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами
Контрольно-счетный орган Ядринского района в своей работе взаимодействует с органами местного самоуправления Ядринского района, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, является членом Совета контрольно-счетных органов Чувашской Республики.
С Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проводятся совместные контрольные мероприятия.
Между Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике и Контрольно-счетным органом Ядринского района района заключен договор об обмене электронными документами.
С Прокуратурой Ядринского района заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является порядок организации сотрудничества и взаимодействие сторон по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
В соответствии с пунктом 11 Федерального закона Российской федерации от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в отчетном периоде между Ядринским районным Собранием депутатов Ядринского района Чувашской Республики и всеми Собраниями депутатов сельских и городского поселения Ядринского района заключены соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля Контрольно-счетному органу Ядринского района.
Однако на поселенческом уровне вопросы контроля исполнения бюджетов, проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств так и остались в 2016 году нерешенными.
КСО Ядринского района доводит до вашего сведения, что неисполнение Федерального закона может повлечь меры реагирования органов прокуратуры, которые в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Информационная и иная деятельность Контрольно-счетного органа.
Информационная деятельность КСО Ядринского района состоит в информировании органов местного самоуправления и населения района по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Указанные материалы имеют открытый доступ и размещаются на официальном сайте муниципального образования «Ядринский район» на банере Контрольно-счетный орган Ядринского района.Также материалы проверок в течении года направлялись Главе Ядринского района и в Ядринское районное Собрание депутатов Чувашской Республики.
Председатель Контрольно-счетного
органа Ядринского района
Чувашской Республики И.В. Ефимова
Выявленные нарушения
Нарушения инструкции по бухучету
-
Оплата расходов без первичных документов (ФСК)
-
Неправильно применяется норма амортизации к недвижимому имуществу в результате чего неправильно начисляется амортизация.
-
Табель учета рабочего времени (ответственный за ведение табеля не назначен, сотрудники находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в табеле отсутствуют) (детский сад Пукане)
-
Журналы операций и регистры бух. Учета не подписываются главным бухгалтером и исполнителем. Отсутствует учетная политика. Учреждениями не осуществляется внутренний контроль. В инвентарных карточках учета основных средств не заполняются обязательные реквизиты и показатели. Неправильно присваивается ОКОФ согласно классификации основных средств. Учреждениями не проводится выверка взаимных расчетов с организациями поставщиками товаров и услуг.
-
Путевые листы заполняются в нарушение приказа Министерства транспорта РФ (не указывается движение горючего в результате чего не отслеживается остаток горючего в баке, не ведется журнал регистрации путевых листов).
-
Авансовые отчеты принимаются составленные не по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (отсутствует наименование организации , бухгалтерская запись, не выведена сумме перерасхода, нет сведений о выдаче аванса, нет подписей гл. бухгалтера и исполнителя). Согласно инструкции о бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в день проведения операций или на следующий день. Авансовые отчеты в нарушение инструкции принимаются к учету через месяц, полгода иногда и через год.
-
НДФЛ по больничным листам (неправильно применяется Классификация расходов)
-
Заработная плата начисляется в программе 1С-Камин, затем суммы начислений переносятся в 1С Предприятие. При этом бухгалтерами не проводится выверка перенесенных сумм, в результате чего данные по своду начислений не совпадает с главной книгой.
-
В Кукшумском сельском поселении согласно штатному расписанию числился водитель и получал заработную плату за 2014-2015 годы (132150 руб.). По данным бухгалтерского учета служебный автомобиль в этот период не использовался и ГСМ не приобретались.
-
При проверке в Мочарском сельском поселении выявлено, что с Главой сельского поселения не заключен контракт или трудовой договор в результате избрания на должность, чем нарушается ТК РФ. В соответствии с Законом ЧР от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в ЧР», условия контракта для главы администрации поселения утверждаются представительным органом поселения. Глава сельского поселения до избрания на должность главы поселения работал ведущим специалистом-экспертом, после избрания его на должность Главы его необходимо было уволить с должности специалиста и заключить с ним контракт на замещение должности Главы сельского поселения.
В личных карточках работников (ф. Т-2) не заполняется раздел IХ «Отпуск». В связи с чем, не контролируется период работы при предоставлении отпусков. В трудовых договорах отсутствует раздел «оплата труда» (ст. 57 ТК РФ).
В нарушение ФЗ № 44-ФЗ в сельском поселении нет Положения о контрактной службе, не создана контрактная служба,
10. Проверкой правильности выплаты муниципальной пенсии выявлены некоторые нарушения. Нарушаются сроки выплаты пенсии. В нарушение Закона ЧР от 30.05.2003 № 16 в администрации отсутствуют правила ведения пенсионной документации. В результате неправильного определения срока замещения муниципальной должности глава сельского поселения администрацией не произведен перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в сторону увеличения (47162 руб.).
-
Проверкой переселения граждан из аварийного жилищного фонда выявлены некоторые нарушения. В нарушение пункта 5.5.3. Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ядринского района Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 01.11.2013 № 742 ответственным исполнителем не представлялась в отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации информация о степени выполнения подпрограмм, о расходовании бюджетных средств, сведения о достижении значений индикаторов (показателей). Ядринская районная администрация Чувашской Республики при реализации районной программы использует «Правила (порядок) предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу в Ядринском районе Чувашской Республики», утвержденные постановлением Ядринской районной администрации от 30.04.2013 № 321, которые утратили силу с 1 января 2014 года.
Положение о контрактной службе Ядринской районной администрации Чувашской Республики разработано с нарушением статьи 38 Закона № 44-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской федерации от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе», а именно:
1. не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба;
2. контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика;
-
функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом).
В нарушение Приказа № 544/18н, план-график на 2014 год размещен на 11 дней позже установленного срока (должен быть размещен 30.12.2013), на 2015 год размещен на 12 дней позже установленного срока (должен быть размещен не позднее 29.12.2014).
В нарушение части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточном объеме лимитов бюджетных обязательств внесены изменения в план-график на 2015 год, опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией в 2015 году дополнительным соглашением от 31.08.2015 (без указания номера) внесены существенные изменения условий муниципальных контрактов, заключенных с ООО «Газ-сервис», в части изменения срока окончания передачи жилых помещений - с 01.09.2015 на срок 01.09.2016.
На момент проверки трое жильцов отказались от переселения: из-за плохой планировки квартиры (жилая комната представляет собой Г-образуную форму, другим жильцам предлагается однокомнатная квартира вместо двухкомнатной. Также жильцов не устраивает, что на стенах плесень, раковина в ванной комнате расположена над ванной, в результате нет возможности подойти к раковине.
В рамках контрольного мероприятия был произведен осмотр территории и жилых помещений в доме № 4 по ул. Комсомольская. Визуальный осмотр жилых помещений показал, что в квартирах сырость, в результате чего отклеиваются обои на стенах, в ванной комнате сырость на потолке, раковина находится над ванной, в связи с чем нет возможности подойти к раковине, планировка в квартирах Г-образной формы, обои на стенах не совпадают по рисунку, на кухне над газовым котлом на стене в углу сырость и подтеки.
Благоустройство прилегающей территории не выполнено. Не выполнено озеленение на прилегающей территории: кустарник рядовой 20 кв.м, травосев 45.7 кв.м, предусмотренное по приложению № 2 к муниципальному контракту. Покрытие подъездных дорог выполнено не в полном объеме. Вместо игровой и спортивной площадки перед домом рядом с проезжей частью дороги установлена карусель. Отсутствует контейнер для мусора стоимостью 19 812 руб. 96 коп., который согласно акту выполненных работ должен быть установлен на прилегающей территории.
Тем не менее, в акте приемки объекта капитального строительства от 31.05.2016 указано, что работы по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделка элементов фасадов зданий выполнены в полном объеме.
Согласно Соглашению от 14.08.2013 № 16/4-40 о сотрудничестве (взаимодействии) в 2013-2015 году по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы (с учетом дополнительных соглашений от 19.08.2013 № 1, от 12.08.2014 № 1, от 20.12.2014 № 3, от 30.12.2014 № 4) мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по II этапу (2014-2015 годы) Программы должны быть завершены в срок до 31 декабря 2015 года.
Согласно представленным к проверке договорам социального найма и договорам мены квартир и постановлениям администрации Ядринского городского поселения о предоставлении жилых помещений распределение нового жилья гражданам началось в июле 2016 года и на момент проверки не завершилось.
В соответствии с пунктом 3.4.5 Соглашения Администрация обязана обеспечить снос (ликвидацию, демонтаж) аварийного жилищного фонда по IIэтапу (10 аварийных домов) в срок до 31 декабря 2015 года. Три аварийных дома по адресам: г. Ядрин ул. К.Маркса, д. 9, 25а, пос. Совхозный, ул. Садовая, д. 4А на момент проверки не снесены.
12. Проверкой подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» выявлены нарушения. В нарушение пункта 5.5.3. Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ядринского района Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Ядринской районной администрации Чувашской Республики от 01.11.2013 № 742 ответственным исполнителем не представлялась в отдел экономики и промышленности Ядринской районной администрации информация о степени выполнения подпрограмм, о расходовании бюджетных средств, сведения о достижении значений индикаторов (показателей). В нарушение части 3 п. 3.3 Порядка организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей молодые семьи не уведомлялись в письменной форме о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, договора займа между физическими лицами не заверены нотариально.. В нарушение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования районная администрация оповещала молодые семьи в устной форме (по телефону), что не позволяет подтвердить факт и дату оповещения, денежные средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты перечислялись заявки банка на перечисление бюджетных средств.