Школа… как много в этом слове.
Жизнь каждого из нас связана со школой.
10 лет уверенно идет Президентская Программа «Новая школа» по нашей республике, району и школе. 10 лет как сплоченный коллектив учителей, учащихся и родителей МОУ «Николаевская СОШ» тоже старался работать по-новому, творчески, по пути к новому качественному обучению.
Что же сделано, изменено, введено в деятельность школы за 10 лет?
В укреплении материально-технической базы: школа газифицирована в 1994-1995 уч. году – одна из первых, было очень тяжело, но газифицировали школу, помню даже праздник «День тепла» был в школе.
Наконец-то, решили проблему кровли – заменили мягкую кровлю двухскатной крышей – тоже одни из первых в 2003 году.
Все учебные годы за 10 лет школа укомплектована педагогическими кадрами, все учителя имеют высшее образование.
В последние 5-6 лет улучшилось финансовое положение учителей – не было задержки зарплаты.
В области улучшения материально-технической базы: из 13 компьютеров приобрели 3 компьютера своими силами, 10 подарили москвичи, 2 видео, 1 телевизор, 3 принтера, 1 ксерокс, 2 фотоаппарата, видеокамеры, музыкальные центры, магнитофоны.
В последние 3 года в корне изменился у нас облик школы, внутреннее содержание и в учебно-воспитательном процессе: это введение английского языка со 2 класса с 1992 года, информатики - с 1993 года.
В школе установлена пожарная сигнализация в целях безопасности.
Также стараниями администрации школы, благодаря главе Ядринской райадминистрации Яранского Е.М., начальнику отдела образования и молодежной политики Филимонову А.А. в школе в 2003-2004 учебном году открыта группа с кратковременным пребыванием, так называлась, сегодня она представляет дошкольную группу по подготовке к школе.
В школе неплохо ведется работа по предпрофильной подготовке, учителями разработаны интересные творческие программы элективных курсов.
Неплохо налажено сетевое взаимодействие с В.Ачакской СОШ, где наши учащиеся посещают и проходят профильную подготовку.
Сегодня наша Николаевская СОШ представляет большую школьную семью, в которой дружно живут 180 учеников (из них 14 дошколят), 23 учителя и 16 работающих из числа техперсонала.
В школе сложились свои интересные традиции, обычаи, она уверенно шагает в ногу со временем Модернизации, активно внедряясь в приоритетный национальный проект «Образование».
Школа 5 лет успешно работает по выбранному направлению национальной культуры. Отделом образования и молодежной политики Ядринской райадминистрации в этом учебном году при МОУ «Николаевская СОШ» открыта экспериментальная площадка по внедрению национальной культуры в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Разработаны две программы: одна по основному направлению, другая по проведению эксперимента в данном направлении на три года.
Мы не хотим терять чувство национальной гордости и традиций, не хотим оборвать нить связи с прошлым.
В школе успешно функционируют кружки:
Фольклорный кружок «Азамат»- руководитель Иванова Л.А.
«Национальная вышивка» – руководитель Герасимова Е.Н.
«Рельефное изображение из пластилина» - рук. Петров Н.П.
Все три руководителя являются лауреатами не только районных, но и республиканских конкурсов. Также наши экспонаты и вышивки демонстрируются и в Москве. Особенно москвичей удивили картины из пластилина. Также в школе заработали новые кружки: танцевальный – рук. Артемьева Е.Н., есть уже успехи у этого кружка. Они являются лауреатами районных конкурсов.
«Истоки» - историко-краеведческий кружок (руководитель Алексеева С.А.). В школе собран богатый материал по созданию музея. В 2005 году под ее руководством открыт краеведческий музей.
Интересно живет и школьная детская республика «Радуга», которая свою деятельность развернула по семи направлениям. 2003-2004 году наша школьная республика «Радуга» заняла первое место среди всех сельских школ. ДШР «Радуга» имеет свой гимн, также гимн ЗОШ. Автором данных гимнов является бывшая ученица нашей школы Наташа Алексеева. Ныне студентка – отличница 3 курса ЧГПУ им. Яковлева. Также школа в 2003-2004 учебном году принимала участие республиканском конкурсе в номинации «Школа- хранительница села». Получили премию на приобретение спортинвентаря.
Сегодня - век модернизации, информационной открытости, нельзя сидеть и ждать помощи откуда-то, сегодня мы обязаны думать о школе, которая должна иметь свое лицо – свое профессиональное самоопределение. А для этого нужна крепкая материально- техническая база, и пять лет назад, идя по трудному пути, мы нашли такую поддержку сотрудничества и помощь в школе «КАРЬЕРА» города Москвы, благодаря нашим друзьям, землякам. Мы не только дружим, сотрудничаем. Они нам также оказывают большую гуманитарную помощь. Сегодня эта помощь насчитывает примерно 700 тысяч рублей: школьная мебель, книги, художественная литература, компьютеры, игрушки для малышей, одежда и обувь для малоимущих семей и т.д. А мы им дарим свои подарки: салфетки, полотенца вышитые, картины из пластина, изделия из дерева с изображением родного края и т. д.
Руководит этой прекрасной школой «Карьера» чудесный, отзывчивый, замечательный человек, педагог-руководитель – Чернякова Карина Александровна.
Николаевская школа славится педагогическими династиями. Это:
Расторгуевых – 530 лет.
Дмитриевых (Федорова Т.Е.)-181 лет.
Степановых (Максимова Л.И.)- 126 лет.
Сергеевых (Виноградова С.В.)- 95 лет.
Яковлевых – 89 и т. д.
Большой вклад в дело образования и просвещения вложили наши учителя до войны, после войны, некоторые вкладывают и сегодня. Это: Расторгуевы Геннадий Михайлович, Виссарион Михайлович и Нина Демидовна, Кондратьева Мария Михайловна, Владимирова Анна Григорьевна, Максимова Лилия Ивановна, Федорова Татьяна Егоровна, Сергеев Владимир Максимович, которые заслужили правительственные награды Чувашской Республики и России. Они - частые гости в школе.
Хочу остановиться на слагаемых успеха сегодня: мы, как и все коллективы школ, активно работаем в режиме национального проекта «Образование». Слагаемые успех нашей школы сегодня:
Успешное выступление на олимпиадах по английскому языку - 1-2 призовые места (учителя Виноградова С.В.и Михайлова А.Ю.
По математике- 1, 3 места (учитель Герасимова Е. Н.)
Успешное выступление на районной научно- практической конференции "Будущие лидеры Отечества". Например: в прошлом учебном году из 11 участников конференции 6 учащихся заняли призовые места.
Неплохо работает в школе мониторинговая служба под руководством замдиректора по учебной работе Сидоровой М.В.
Это новая форма исследования, контроля, которая дает точную объективную информацию о текущем состоянии не только учебно-воспитательного процесса, но и состоянии здоровья, внеклассной, внешкольной деятельности, а администрации школы - принимать своевременные управленческие решения. Например: проведены мониторинговые исследования состояния здоровья учащихся по классам, состоянию учебного процесса за 1-2 четверти, участие классов во внешкольной деятельности, состояние дневников учащихся, ведется работа по составлению мониторинговых показателей по определению уровня воспитанности учащихся классов. Неплохо поставлена в школе спортивно-массовая работа. Особенно в гиревом спорте. Наши ребята не только учатся хорошо, но и являются участниками районных и республиканских соревнований и спартакиад.
Это герои нашей школы по гирям – Терентьев Сергей - ученик 11 класса, Леонтьев Дима – ученик 11 класса, Лена Скворцова – ученица 11 класса. Они второй год успешно занимают призовые места не только в районе, но и в республике. Недавно команда гиревиков нашей школы представляла район на третьей республиканской спартакиаде школьников по гирям и заняла первое место. В этой победе большая заслуга учителя физкультуры Судакова Н.П.
Также неплохо выступает школьная команда шашистов и шахматистов. Представляют команду Елена Расторгуева, Валерий Никифоров, Анатолий Леонтьев, Дмитрий Леонтьев. Эти ребята у нас – лидеры в учебе и спорте.
Активно включились мы и в проектную деятельность. Успешно внедряются в жизнь программы «Дошкольник», «Где мы живем». Автором данных программ является участник республиканского конкурса, воспитатель дошкольной группы Скворцова Р.Р., которая показывает неплохие результаты в подготовке детей к школе. Также большое внимание в последние годы придается благоустройству школы. Коллектив учителей, работников и детей делают все, чтобы территория школы была не только красивой, но и притягательной, в чем- то волшебной. С весны до поздней осени школа представляет цветочный рай, утопает в цветах.
В районе оценивают наш участок как один из лучших пришкольных участков. Также в школе была разработана программа «Благоустройство» на три года, которая была направлена на реализацию указа Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова «О годе парков и садов». По программе благоустройства участвовали как на районных, так и республиканских конкурсах на лучший пришкольный участок. Здесь большая заслуга семьи Григорьевых (зав. участком Григорьев В.Т.).
Мост дружбы «Николаевское – Москва» крепкий. В прошлом учебном году нам посчастливилось, благодаря директору московской школы «Карьера» Карине Александровне Черняковой, участвовать на праздновании 75-летия Департамента Образования г. Москвы.
На ВВЦ группа учащихся нашей школы представляла не только Ядринской район, но и Чувашскую Республику. Что интересно, все были в национальных костюмах. Возглавил нашу делегацию начальник Ядринского отдела образования молодежной политики Филимонов А.А. Мы достойно выступили и представили район и республику. Также имели честь и возможность пообщаться с начальником Департамента Образования г. Москвы Кезиной Л.П.
Наши дети замечательно выступили на 4-ой Московской научно- практической конференции. Коллектив учителей привез 2 диплома, а учащиеся - 6 призовых дипломов за высокий уровень подготовки и выступление. Как отметили москвичи - это были настоящие исследовательские работы. Поразила москвичей Оля Беззубова своим проектом «Моя Родина – Чувашия», выступавшая на гуманитарной секции и завоевавшая диплом 1-ой степени или Татьяна Павлова - диплом 2-ой степени в секции иностранных языков за актуальность темы и лучшее британское произношение. Далее Анна Яковлева провела настоящую исследовательскую работу по состоянию здоровья детей в школе, на территории поселения и районе. Руководителями работ являлись учителя Васильева Т. М., Виноградова С.В., Крылова А.М., Петров Н.П. и др.
Какая же проводится сегодня работа в школе? Как отметил Президент Н. В. Федоров: «Нужно спешить делать добро, дорожить временем, служить людям» в своем послании Госсовету ЧР 25 января этого года. Он правильно отметил, лучшие учителя должны получать высокую заработную плату, а плохих учителей не должно быть в школе. Мы сегодня должны готовить не несчастного историка или математика, а гармонично развитого и умеющего стать настоящим гражданином и счастливым человеком».
В данном направлении в школе разработан план мероприятий, куда включены новые формы работы. Нами разработан план- проект и график по постепенному переходу школы к школе полного дня. Мы стремимся к этому статусу школы. Цель данного проекта: дальнейшее развитие творческих
способностей детей, развитие их творческой активности, формирование успеха.
Наша задача:
1. Научить детей самовыдвигаться и самореализовываться.
2. Создать для этого возможные условия.
Это решение родилось из нашей дружбы со школой «Карьера», потому что это дружба сегодня переросла в профессиональное творческое сотрудничество. Мы решили с директором школы «Карьера» работать по данной модели полного дня.
А сама школа «Карьера» г. Москвы является экспериментальной площадкой 2 –ого уровня, работающая по теме: «Развитие школьных образовательных систем».
Для реализации нового проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Изыскать возможности дофинансирования для уплаты дополнительного образования и питания.
2. В школе после уроков дети должны чувствовать себя как дома: решить жилую проблему, приобрести дополнительную мебель диваны, кресла, изменить интерьер.
Также в плане- участие нашей школы в конкурсах на гранты Президентов страны и республики.
Для такой новой, доброй работы нужны высококвалифицированные учителя. Даже техперсонал должен носить воспитывающую миссию в работе.
Постараемся работать так, как всегда работал Российский учитель – по - совести.
Желаю всем творческого подхода к работе, совершенствования, здоровья, в нашей трудной, но очень нужной обществу работе.