Дополнительное образование -составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА..
Социально-экономические преобразования в России за последнее время привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и , в первую очередь. системы образования .Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образовании я в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях других типов-детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных училищах и других образовательных учреждениях.
Система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями для развивающего обучения детей. Ведь в школе неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности. В учреждениях дополнительного образования нет типовых образовательных стандартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития ребенка .Программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельности, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем здесь существует возможность пересмотреть вариативность программ, т.е.их доработку и незначительные изменения в ходе педагогической деятельности, исходя из возникающих ситуаций. В условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять свои индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе, они имеют возможность полноценной организации свободного времени: если , как отмечает кандидат педнаук Л.Н.Буйлова , «ребенок живет полноценно ,социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучаемых в системе дополнительного образования (наполняемость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможности использования инновационных обучающих технологий.
Приведенные примеры ни в коей мере не показывают преимущества дополнительного образования перед школой .Мы считаем, что традиционная школа за долгий период своего развития показала не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы –дать детям базовые знания, умения и навыки. Систему дополнительного образования мы рассматриваем как вспомогательную, дающую возможность обеспечить развитие личности ребенка не в разрез, а в помощь школьному образованию.
Изучение деятельности и взаимодействия в системе дополнительного образования
детей в районе позволило выявить особую роль дополнительного образования в модернизации общего образования.
Дополнительное образование в районе реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей .В последние годы сложилась практика организации дополнительного образования в рамках других образовательных учреждений(детского сада, общеобразовательной школы, профессионального училища и т.д.)
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Разработка программы интеграции дополнительного и основного образования основывается на реализации следующих идей:
-открытости учреждения дополнительного образования детей и основного общего образования к интеграции их деятельности
-преемственности в работе с детьми
-оптимизации образовательного пространства
-стимулирования через дополнительное образование в рамках единого образовательного
пространства
-создания педагогических(воспитательных0 комплексов, позволяющих объединить возможности дополнительного и основного общего образования в целостном педагогическом процессе, как в рамках отдельных учреждений, так и межучрежденческом уровне
-разработки индивидуальных образовательных маршрутов развития личности ребенка в процессе его участия в деятельности УДО и основного общего образования.
Развитие этих идей возможно , если в процессе интеграции дополнительного и основного общего образования руководствоваться следующими принципами:
-гуманизма, предполагающего признание приоритета ребенка в ОУ, учета его потребностей, мотивов, интересов
-индивидуализации образовательного процесса, реализующего через учет индивидуальных особенностей каждого его участника
-систематичности и последовательности в интеграции
-целостности педагогического процесса, предполагающего появление в нем в процессе интеграции разных сфер образования
-вариативности в использовании форм, методов, средств интеграции, что позволит сделать организуемый процесс более мобильным, расширяя его воспитательные возможности
-информационного обеспечения педагогического процесса
ЦЕЛЬ интеграции дополнительного и основного общего образования в рамках муниципального образовательного округа-создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
При этом приоритетными задачами, реализуемыми в условиях данной Программы, являются:
1.На уровне муниципального района:
-поиск и совершенствование форм и методов организации социально-значимой деятельности детей и взрослых
-создание ситуации свободного выбора и условий субъектам сотрудничества для их самореализации и развития индивидуальных способностей.
2.На уровне конкретного учреждения-участника:
-закрепление лидирующей позиции за такими формами сотрудничества, как разработка
И реализация творческого проекта, игра, праздник, фестиваль, конкурс, выставка и т.п, открывающими большие возможности для самопознания и самореализации детей и взрослых
- системные преобразования в личности воспитанников и педагогов
3.На уровне микрогруппы:
-в каждый конкретный момент работы с детьми развить то, что уже заложено или существовало изначально (например,задатки, способности, склонности и индивидуальные особенности)
-формировать у участников те свойства и качества, которые еще не сформированы, но которые могут быть «сконструированы» в результате специально создаваемых педагогических ситуаций, опыта переживаний, опыта деятельности и отношений.
Для осуществления поставленных проектом целей и задач планируется реализация следующих мероприятий:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-Ориентация школьника на самореализацию в разных видах деятельности, активность в освоении пространства
-Осознание школьником возможностей пространства для своего личностного развития
-Увеличение числа детей, занимающихся в системе дополнительного образования.
-Снижение количества правонарушений среди подростков
-Рост профессиональной компетентности педагогов школы и учреждения дополнительного образования детей
-Постоянство и устойчивость содержательных связей между школой и УДО
-Разработанные локальные акты, обеспечивающие интеграционную деятельность.
-Создание районной образовательной программы развития образовательной системы, интегрированных программ
-Исследование социального заказа субъектов –личностей на дополнительное образование
в масштабах субъектов-пространств интеграции.
-Обеспечение доступности дополнительного образования учащимся сельских школ района.
-Диагностика образовательного пространства муниципального округа, выявление его специфики
-Создание единого банка мониторинга образовательных результатов
-Сбор, обобщение и распространение опыта интеграции образовательной разных образовательных учреждений
- Формирование мотивации субъектов интеграции через объявление районных конкурсов
интегрированных программ, грантов на организацию интегративной деятельности за
высокие образовательные результаты, полученные в процессе интеграции деятельности
-Организация массово -досуговой деятельности на уровне района
-Поддержка и развитие детского общественного движения района
-Выявление и поддержка одаренных детей и подростков через организацию районных образовательных мероприятий
-Информационно-методическое обеспечение системы дополнительного образования района