Организация самоуправления
1. Структура самоуправления
Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:
- планировании деятельности своих коллективов;
- организации этой деятельности;
- анализе своей работы;
- подведении итогов сделанного и принятии решений.
Цели и задачи самоуправления:
- воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
- дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;
- развивать способности и интересы членов коллектива;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Структура самоуправления:
Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.
Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).
Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Собрание проводится не реже 1 раза в год.
Функции собрания:
- разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;
- определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;
- избирать исполнительные органы самоуправления;
- определить обязанность выборного актива:
- подводить итоги работы коллектива,
- давать оценку деятельности коллектива;
- награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.
Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.
Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.
Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:
- организовать деятельность коллектива,
- обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.
Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.
При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.
Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.
Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.
Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».
Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.
Центр:
- руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;
- распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
- организует оформление школы к вечерам и праздникам;
- несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
- выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;
- организует работу библиотечного актива;
- организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;
- отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);
- и т.д.
При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.
Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.
За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.
Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.
Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.
Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.
Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?
Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.
Микроколлективы формируются на принципах:
- дружбы (кто с кем дружит);
- места жительства (одна улица, один дом);
- интересов (кто чем увлекается);
- характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).
В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.
Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Памятка:
Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.
Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:
- организовать работу ответственных за дежурство в классах;
- совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;
- организовать контроль за проведением дежурств;
- подводить итоги дежурств классом.
Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.
Принципы, лежащие в основе системы поручений:
- преемственность (учет опыта ребенка);
- последовательность (от простого к сложному);
- массовость.
Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.
Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.
- коллективное планирование;
- собрание, особенно подготовка к нему;
- КТД.
Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ
Этапы создания модели школьного самоуправления
1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).
4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.
5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.
Школьное ученическое самоуправление
Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.
2. Права ученического совета
§ знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;
§ направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;
§ представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
§ проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;
§ проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;
§ создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.
§ организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;
§ принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;
§ пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;
§ вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;
§ вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;
§ опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;
§ принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;
§ развивать связи и сотрудничества между школьными советами;
§ участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;
§ представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;
§ участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
§ осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.
3. Организация работы школы актива
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
§ пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;
§ игротека - собираются массовики-затейники;
§ штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;
§ клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
Примерная программа проведения школы актива
№
|
Наименование мероприятия
|
Время проведения, мин.
|
1.
|
Общий сбор, открытие школы актива
|
5-10
|
2.
|
Распределение по группам
|
2-5
|
3.
|
Работ мастер-классов:
§ лидерский
§ книголюбы
§ друзья природы
§ друзья спорта
§ затейники
§ айболиты
§ оформительский
§ игровой практикум
§ танцевальный
§ военно-патриотический и др. |
60-120
|
4.
|
Общий сбор, подведение итогов, закрытие школы
|
5-10
|
Содержание мастер-классов школ актива зависит от направлений работы школьного самоуправления. Открытие и закрытие школы актива может быть продумано в творческой форме. Для участия в работе школы приглашаются представители актива класса по определенной квоте.
- Информационный стенд организации школьного самоуправления
Информационный стенд призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Стенд - это место, где собирается вся информация, касающаяся организации самоуправления. Стенд можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - лучше, чтобы он занимал всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл.
Помимо обязательного наполнения в стенд можно вешать абсолютно всё, что касается организации (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самыми разными и ограниченными только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.
Советы по оформлению информационного стенда:
а) стенд должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) стенд должен отражать различные стороны жизни школы (самообслуживание, спорт, участие в жизни школы, награды, дни рождения, перспективы).
- Система поручений в детском коллективе
Поручение - определенное задание с перечнем обязанностей и требований, которые формируют определенные качества личности (самостоятельность, инициативность, ответственность и др.).
Поручение в детском коллективе - это область практической деятельности ребенка. Поручение выступает действенным средством формирования организаторских и трудовых умений и навыков. Виды поручений:
1. Постоянные и временные.
2. Индивидуальные и коллективные.
3. Выбранные и назначенные.
4. По видам деятельности.
Поручения, которые школьник выполняет в течение года, называют постоянными. Это группа поручений, связанная с работой в органах самоуправления. Это поручения выборные (главнокомандующий эскадры, командир отряда, староста, президент республики и т.п.).
Временные поручения - это наиболее многообразная по характеру, содержанию, воспитательной значимости группа поручений, которые выполняются в сравнительно короткий срок (Совет дела, творческая группа, инициативная группа и др.).
Поручение может быть адресовано коллективу (коллективные) и одному ребенку (индивидуальные). Коллективные поручения:
§ инициативная группа (проводит разведку дел);
§ совет дела (руководит подготовкой дела);
§ творческие микрогруппы (готовят отдельные части дела);
Индивидуальные поручения:
§ оформители;
§ танцоры;
§ ведущие;
§ кулинары;
§ актеры;
§ ди-джеи;
§ хранители порядка;
§ работники мастерской подарков и др.
Школьник может сам выбрать себе поручение (выбранные поручения). Поручение может быть дано старшим вожатым, организатором (назначенные). Возможно выделение видов поручений по направлениям деятельности:
§ работа органов самоуправления;
§ шефская помощь;
§ трудовые десанты;
§ организация досуговых мероприятий;
§ оформительская работа;
§ поиск новых знаний;
§ оказание первой помощи;
§ организация веселых перемен;
§ организация военно-спортивных игр и др.
Необходимо различать поручения и задания. Если поручение - это система определенных заданий, обязанностей, то отдельное задание - это единичный акт поручения.
Примеры коллективных заданий:
§ организуйте выпуск газеты гагаринцев;
§ проведите веселые перемены у малышей;
§ проведите выставку книг о Ю.А. Гагарине;
§ организуйте в школе военно-патриотическую игру;
§ составьте путеводитель по микрорайону школы, по школе;
§ отремонтируйте скамейки в своих дворах;
§ приведите в порядок детские игровые площадки в ваших дворах и др.
Одним из приемов организации коллективной жизни является чередование творческих поручений (ЧТП). ЧТП - соединение постоянных дел, которые выполняются по очереди ребятами для окружающих. Такие поручения могут выполняться как постоянными (отрядами, экипажами), так и временными (совет дела) объединениями детей. Общий сбор коллектива решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок - например, на полгода или на год, когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между микроколлективами - например, каждую неделю или раз в две недели, в каком порядке будут обмениваться микроколлективы этими делами-поручениями - например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию. Количество выбранных на год поручений должно совпадать с количеством микроколлективов, иначе будут оставаться лишние поручения или незадействованные микрогруппы.
Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами:
§ дежурные (вахтенные, хозяева класса);
§ санитары;
§ библиотекари;
§ цветоводы;
§ физорги;
§ затейники;
§ «мудрейшие»;
§ журналисты;
§ тимуровцы и др.
Оценивается деятельность по поручениям на общих сборах, собраниях. Критерии оценки поручений могут выбрать сами ребята, их может предложить и старший вожатый:
§ своевременность выполнения;
§ творческий подход;
§ дружная работа;
§ действовал каждый;
§ дела принесли пользу и др.
Требования к поручениям:
1. Поручения должны быть четко определены и ясны ребенку.
2. Необходимо раскрывать перед детьми общественную значимость, цели данного поручения.
3. При выполнении поручения должна создаваться «ситуация успеха».
4. О выполнении поручения ребята должны отчитываться перед товарищами.
5. При определении поручения должны учитываться индивидуальные особенности, склонности ребенка, поручение должно нравиться.
6. Поручение должно даваться в соответствии с возможностями ребенка.
7. Поручение должно соответствовать возрасту ребенка.
8. Каждое поручение должно способствовать развитию личности, формированию положительных качеств характера, «росту», движению вперед.
Желательно, чтобы поручения давал не взрослый, а весь коллектив ребят, тогда у исполнителя возникает чувство большей ответственности, значимости данного поручения. Начинается работа всегда с несложных поручений, затем задания постепенно усложняются. Поручение в коллективе должно найтись для каждого ребенка, возможно и выполнение одним нескольких поручений. При выполнении поручения вожатый или другие ребята могут оказать помощь, но только если это необходимо. И, конечно, выполнению поручений надо учить и весь коллектив, и микрогруппы, и отдельных ребят. Только в этом случае система поручений оправдает свою воспитательную ценность.