Ядринский район Чувашской Республики ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

  

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Программа «Родительский лекторий»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://yadrin.cap.ru

Программа «Родительский лекторий»

 (рекомендация  для организации родительского всеобуча в ОУ района

       В основе программы - научные  разработки Государственного научно-исследовательского института семьи и  воспитания Российской академии образования. Составитель: Л.И. Виноградова  - кандидат педагогических наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности и вклю­чает: домашний труд, соблюдение семейного бюджета, работу, учебу, обслуживание членов семьи, самообслуживание, работу на дачном уча­стке, проведение досуга и т. п. Воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психоло­гического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабиль­ности супружеских отношений, взаимоотношений детей и родителей (в том числе и с прародителями - дедушками, бабушками) и т. д.

Воспитательная ситуация может быть разной, учитывая демографи­ческую структуру семьи: полная семья с одним ребенком или двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабуш­ками (дедушками). Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых «неполных семьях»: матерей-одиночек (иногда и отцов-одиночек), разведенных и вдовых женщин и мужчин. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах разви­тия его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы.

Все эти проблемы находят свое отражение в программе «Родитель­ский лекторий», как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.

Родительский лекторий может быть организован в школе как разо­вая методическая форма, затрагивающая вопросы воспитания, по ка­ким-то причинам оказавшиеся вне поля зрения и требующие своего решения. Среди традиционных форм родительского всеобуча, где ис­пользуются тематические лекции для родителей, можно отметить: клас­сные и общешкольные родительские собрания; деятельность Совета шко­лы, в который входят учащиеся, учителя и родители; собеседования классного руководителя с родителями для более детального изучения психологического и нравственного климата семьи и круга ее интере­сов, личности учащегося и круга его общения; индивидуальные встре­чи администраторов и классных руководителей, школьных психологов, социологов и медицинских работников с родителями, имеющие своей целью выработку и корректировку совместной программы воспитания ребенка и оказания ему помощи в построении собственной образова­тельной траектории.

Родительский лекторий может быть также организован и на базе школы в форме специализированной системы лекционных и семинар­ских занятии, на которых родители не только осваивают азы психоло­гии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса: проводят со­вместно с педагогами и психологами уроки; организуют тематические встречи с учащимися; участвуют в работе семинаров вместе с учите­лями, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценност­ные и нравственные качества личности, способной принимать само­стоятельные решения. На этих семинарах родители, будучи в тесном контакте с учителями, находят ответы на такие волнующие их вопросы:

• Как научить ребенка быть самостоятельным?

• Как развить в нем творческие способности?

• Как помочь неуверенному в себе ребенку или, наоборот, имею­щему слишком высокую самооценку?

Важно, чтобы ответы стали бы результатом совместного размыш­ления и дискуссий, которые позволят учителям и родителям расширить их педагогический инструментарий.

Предполагается, что Родительский лекторий будет работать 1 раз в неделю, включая установочные лекционные и семинарские занятия. В основу планирования учебных занятий положена циклограмма количества рабочих недель в четвертях учебного года:

/ четверть - 5 недель;

//четверть - 5 недель;

/// четверть - 7 недель;

IV четверть - 4 недели + 3 дополнительных часа на завершение занятий лектория.

Итого: 25 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобу­ча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образова­тельного пространства родительского всеобуча в среднем общеобра­зовательном учреждении и гарантирует овладение родителями учащих­ся школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адап­тации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.

Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями:

• основы:

- педагогики;

- общей и возрастной психологии;

- возрастной физиологии и гигиены;

• культура и искусство.

В вариативной части плана должны быть отражены специфические для конкретного учебного заведения направления.

Программа «Родительский лекторий» включает три ступени обучения. Первая ступень - для родителей учащихся 1-4-х классов.

 Задачи:

• формирование у родителей младших школьников прочных базо­вых знаний об особенностях их возраста;

• создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией и физиологией детей 7-10 лет: психическое и физическое здоровье ребенка, его адап­тация к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.

Вторая ступень - для родителей учащихся 5-9-х классов.

Задачи:

• ознакомление родителей со спецификой подросткового возраста (11-14 лет) и проблемами формирования и развития самосознания учащихся в этот период: взаимоотношения в группе и коллективе свер­стников и взрослых людей;

• обучение родителей умению определять склонности и способно­сти своих детей для продолжения их образования и дальнейшей специализации.

Третья ступень - для родителей учащихся 10-11-х классов.

Задачи:

• ознакомление родителей с особенностями старшего школьного возраста (15-17 лет);

• ориентация родителей на выбор будущей профессии их детей и дальнейшее образование, помощь детям в их самореализации и социализации, а также подготовка к браку и семье.

Учебный план может систематически подвергаться корректировке со стороны руководителей образовательных учреждений, как и специа­листов, которые будут вести занятия. В нем должен быть выдержан устойчивый баланс между основным циклом лекций и дополнительны­ми лекционно-семинарскими занятиями.

 

 

 

 

СХЕМА УЧЕБНОГО ПЛАНА РОДИТЕЛЬСКОГО ЛЕКТОРИЯ

Образовательные области

 

Образовательные компоненты

 

1

 

2

 

Возрастная физиология и гигиена

 

• Физиология младшего школьника

• Физиология подростка

• Физиология старшеклассника

 

Возрастная физиология и гигиена

Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии

• Валеология младшего школьника

• Валеология подростка

• Валеология старшеклассника

Возрастная и социальная психология

Возрастная психология младшего школьника

• Возрастная психология подростка

• Возрастная психология старшеклассника

• Психопедагогика

• Психология саморазвития

• Коррекционная психология (психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения)

• Психология одаренных детей (психолого-педагогические особенности творчески одаренных детей)

• Социальная психология

• Социология личности

Педагогика и социология воспитания

Социология

• Социальная педагогика

• Теоретические основы воспитательного процесса в семье и школе

• Виды и формы воспитания: этическое, экологическое, гражданское, трудовое, физическое - для младших школьников, подростков и старшеклассников

Культура и искусство

Эстетика

• Культурология

• Искусствоведение


Содержание учебного плана определяется администрацией школы совместно с родительским активом и может меняться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны.

Основные цели программы «Родительский лекторий»:

• вооружить родителей современными психолого-педагогически­ми знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

• дать возможность родителям овладеть педагогическими знания­ми, навыками и умениями организации семейного воспитательного процесса;

• помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критиче­ские ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфики каж­дого возраста;

• научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и свое собственное пове­дение;

• выработать навыки, умения и приемы оценки состояния психики ребенка с целью контроля за его психическим здоровьем;

• сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одно­го из средств профилактики асоциального поведения детей.

Задачи программы «Родительский лекторий»:

• повысить педагогическую квалификацию родителей;

• дать возможность всем, кто заинтересован в эффективности и ка­честве семейного воспитания, овладеть необходимыми для этого зна­ниями;

• обеспечить родителей информацией по социально-правовым, экономическим, медицинским и другим вопросам жизнедеятельности семьи и ее взаимодействия со школой.

ДОМИНИРУЮЩИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

• Индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ.

• Зачетная система.

• Лекции, беседы, ролевые и имитационные игры, практикумы, дискуссии.

 

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мониторинг включает в себя: диагностические методы, тесты, ан­кеты, контрольные работы, написание рефератов, заключительные со­беседования.

Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Для успешного функционирования Родительского лектория необ­ходимы: умелое управление; ответственное отношение специалистов,  принимающих участие в его работе; а также заинтересованность родителей, посещающих занятия. В реализации программы «Родитель­ский лекторий» участвуют администраторы образовательного учреж­дения, педагогические работники, библиотекари, сотрудники консуль­тационных служб. Следует тщательно продумать механизм взаимо­действия всех его звеньев, долю участия каждого специалиста, а также формы и виды работы с родителями.

Список рекомендуемой литературы должен быть в обязательном по­рядке представлен каждому слушателю.

 

mms://media.cap.ru/ChuvRadio

Информационное наполнение сайта - отдел информационного обеспечения Ядринской районной администрации. Тел.: (83547) 2-22-29
2001 - 2015

                             

Система управления контентом
429060, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.1
Телефон: 8(83547) 22-2-45
Факс: 8(83547) 22-5-11
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика