Программа «Родительский лекторий»
(рекомендация для организации родительского всеобуча в ОУ района
В основе программы - научные разработки Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования. Составитель: Л.И. Виноградова - кандидат педагогических наук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности и включает: домашний труд, соблюдение семейного бюджета, работу, учебу, обслуживание членов семьи, самообслуживание, работу на дачном участке, проведение досуга и т. п. Воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психологического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабильности супружеских отношений, взаимоотношений детей и родителей (в том числе и с прародителями - дедушками, бабушками) и т. д.
Воспитательная ситуация может быть разной, учитывая демографическую структуру семьи: полная семья с одним ребенком или двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками). Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых «неполных семьях»: матерей-одиночек (иногда и отцов-одиночек), разведенных и вдовых женщин и мужчин. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определенных возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы.
Все эти проблемы находят свое отражение в программе «Родительский лекторий», как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.
Родительский лекторий может быть организован в школе как разовая методическая форма, затрагивающая вопросы воспитания, по каким-то причинам оказавшиеся вне поля зрения и требующие своего решения. Среди традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить: классные и общешкольные родительские собрания; деятельность Совета школы, в который входят учащиеся, учителя и родители; собеседования классного руководителя с родителями для более детального изучения психологического и нравственного климата семьи и круга ее интересов, личности учащегося и круга его общения; индивидуальные встречи администраторов и классных руководителей, школьных психологов, социологов и медицинских работников с родителями, имеющие своей целью выработку и корректировку совместной программы воспитания ребенка и оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.
Родительский лекторий может быть также организован и на базе школы в форме специализированной системы лекционных и семинарских занятии, на которых родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса: проводят совместно с педагогами и психологами уроки; организуют тематические встречи с учащимися; участвуют в работе семинаров вместе с учителями, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценностные и нравственные качества личности, способной принимать самостоятельные решения. На этих семинарах родители, будучи в тесном контакте с учителями, находят ответы на такие волнующие их вопросы:
• Как научить ребенка быть самостоятельным?
• Как развить в нем творческие способности?
• Как помочь неуверенному в себе ребенку или, наоборот, имеющему слишком высокую самооценку?
Важно, чтобы ответы стали бы результатом совместного размышления и дискуссий, которые позволят учителям и родителям расширить их педагогический инструментарий.
Предполагается, что Родительский лекторий будет работать 1 раз в неделю, включая установочные лекционные и семинарские занятия. В основу планирования учебных занятий положена циклограмма количества рабочих недель в четвертях учебного года:
/ четверть - 5 недель;
//четверть - 5 недель;
/// четверть - 7 недель;
IV четверть - 4 недели + 3 дополнительных часа на завершение занятий лектория.
Итого: 25 ч.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в среднем общеобразовательном учреждении и гарантирует овладение родителями учащихся школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.
Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями:
• основы:
- педагогики;
- общей и возрастной психологии;
- возрастной физиологии и гигиены;
• культура и искусство.
В вариативной части плана должны быть отражены специфические для конкретного учебного заведения направления.
Программа «Родительский лекторий» включает три ступени обучения. Первая ступень - для родителей учащихся 1-4-х классов.
Задачи:
• формирование у родителей младших школьников прочных базовых знаний об особенностях их возраста;
• создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией и физиологией детей 7-10 лет: психическое и физическое здоровье ребенка, его адаптация к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.
Вторая ступень - для родителей учащихся 5-9-х классов.
Задачи:
• ознакомление родителей со спецификой подросткового возраста (11-14 лет) и проблемами формирования и развития самосознания учащихся в этот период: взаимоотношения в группе и коллективе сверстников и взрослых людей;
• обучение родителей умению определять склонности и способности своих детей для продолжения их образования и дальнейшей специализации.
Третья ступень - для родителей учащихся 10-11-х классов.
Задачи:
• ознакомление родителей с особенностями старшего школьного возраста (15-17 лет);
• ориентация родителей на выбор будущей профессии их детей и дальнейшее образование, помощь детям в их самореализации и социализации, а также подготовка к браку и семье.
Учебный план может систематически подвергаться корректировке со стороны руководителей образовательных учреждений, как и специалистов, которые будут вести занятия. В нем должен быть выдержан устойчивый баланс между основным циклом лекций и дополнительными лекционно-семинарскими занятиями.
СХЕМА УЧЕБНОГО ПЛАНА РОДИТЕЛЬСКОГО ЛЕКТОРИЯ
Образовательные области
|
Образовательные компоненты
|
1
|
2
|
Возрастная физиология и гигиена
|
• Физиология младшего школьника
• Физиология подростка
• Физиология старшеклассника
|
Возрастная физиология и гигиена |
• Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии
• Валеология младшего школьника
• Валеология подростка
• Валеология старшеклассника |
Возрастная и социальная психология |
• Возрастная психология младшего школьника
• Возрастная психология подростка
• Возрастная психология старшеклассника
• Психопедагогика
• Психология саморазвития
• Коррекционная психология (психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения)
• Психология одаренных детей (психолого-педагогические особенности творчески одаренных детей)
• Социальная психология
• Социология личности |
Педагогика и социология воспитания |
• Социология
• Социальная педагогика
• Теоретические основы воспитательного процесса в семье и школе
• Виды и формы воспитания: этическое, экологическое, гражданское, трудовое, физическое - для младших школьников, подростков и старшеклассников |
Культура и искусство |
• Эстетика
• Культурология
• Искусствоведение |
Содержание учебного плана определяется администрацией школы совместно с родительским активом и может меняться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны.
Основные цели программы «Родительский лекторий»:
• вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
• дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками и умениями организации семейного воспитательного процесса;
• помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфики каждого возраста;
• научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и свое собственное поведение;
• выработать навыки, умения и приемы оценки состояния психики ребенка с целью контроля за его психическим здоровьем;
• сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Задачи программы «Родительский лекторий»:
• повысить педагогическую квалификацию родителей;
• дать возможность всем, кто заинтересован в эффективности и качестве семейного воспитания, овладеть необходимыми для этого знаниями;
• обеспечить родителей информацией по социально-правовым, экономическим, медицинским и другим вопросам жизнедеятельности семьи и ее взаимодействия со школой.
ДОМИНИРУЮЩИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
• Индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ.
• Зачетная система.
• Лекции, беседы, ролевые и имитационные игры, практикумы, дискуссии.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мониторинг включает в себя: диагностические методы, тесты, анкеты, контрольные работы, написание рефератов, заключительные собеседования.
Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Для успешного функционирования Родительского лектория необходимы: умелое управление; ответственное отношение специалистов, принимающих участие в его работе; а также заинтересованность родителей, посещающих занятия. В реализации программы «Родительский лекторий» участвуют администраторы образовательного учреждения, педагогические работники, библиотекари, сотрудники консультационных служб. Следует тщательно продумать механизм взаимодействия всех его звеньев, долю участия каждого специалиста, а также формы и виды работы с родителями.
Список рекомендуемой литературы должен быть в обязательном порядке представлен каждому слушателю.