В соответствии с требованиями к электронному мониторингу Комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике отдел образования и молодежной политики Ядринской районной администрации предоставляет отчет по итогам реализации КПМО в Ядринском районе.
Реализация КПМО в районе осуществляется в соответствии с приказом по отделу образования и молодежной политики Ядринской районной администрации от 04.04.2008г № 54 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации образования в 2008 году», утвердившего сетевой план-график, финансовый план и индикаторы результативности реализации комплексного проекта модернизации образования на 2008 год.
В районе организовано необходимое информационное сопровождение реализации КПМО. Его ход освещается в местной прессе и в газете «Ядринский педагогический вестник» отдела образования и молодежной политики Ядринской районной администрации. На сайте районной администрации постоянно обновляется баннер «Комплексный проект модернизации образования». Проведены: совещание педагогического актива района «Реализация КПМО: опыт, практика, результаты» (январь 2008г.), образовательные выставки по направлениям КПМО (январь и август 2008 г.), районные презентационные площадки по направлениям КПМО (январь 2008г.).
Ведется заполнение электронной формы регулярной отчетности реализации проекта и графика в нормативные сроки без замечаний.
Новая система дифференцированной оплаты труда работников общего образования
В районе в сфере образования реализуется концепция кадровой политики в соответствии с НСОТ. Внесены и утверждены коррективы в критерии эффективности деятельности педагогических и руководящих работников ОУ. Обеспечено дифференцированное повышение заработной платы работников школ. В 2007-2008 учебном году был выделен стимулирующий Фонд оплаты труда в размере 10% в каждом образовательном учреждении, выплачено около 2 млн. руб. стимулирующих надбавок, при этом в Гимназии №1 выплачено около 460 тыс. руб., в СОШ №3 – 640 тыс. руб., в СОШ №2 – 266 тыс. руб., в Верхнеачакской СОШ – 244 тыс. рублей. Проанализировано влияние введения НСОТ на качество образования в общеобразовательных учреждениях: МОУ «Хочашевская СОШ». Стимулирующие надбавки в Хочашевской школе составили 485 тыс. руб., а среднемесячная заработная плата – 10708, административного персонала - 18123 рублей.
Осуществляется мониторинг введения НСОТ (стимулирующая часть) в общеобразовательных учреждениях района. По результатам мониторинга оформляется Аналитическая записка. Результат: повысилась на 25% и более заработная плата учителей, введена в 2008-2009 учебном году стимулирующая надбавка в размере 20% от ФОТ.
Нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
В наличии утвержденные рекомендации по обеспечению нормативного принципа планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов (расходов ОУ на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений).
Формирование расходов на образование в местных бюджетах муниципального образования и ОУ реализуется на основе принципов НПФ. Норматив бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования приближается к единой норме. Обучение финансовых и административных работников отдела образования и школ по введению новой системы оплаты труда ведется по плану. Школы района переведены на хозяйственную самостоятельность, на все ОУ оформлены лицевые счета, нормализована наполняемость учащихся в сельских школах и доведена до 14 человек в классе-комплекте, улучшилась материальная база и оснащенность школ.
Система оценки качества образования
Утвержден перечень отслеживаемых тенденций и закреплены зоны ответственности за показатели качества образования за школьными уровнями управления.
Система оценки качества образования района развивается по направлениям:
· Независимая система оценки (ЕГЭ, ЕМЭ, ЕМК, социализация выпускников),
· Внедрение системы менеджмента качества в школьном образовании (рейтинговая оценка, экспертная оценка, электронный мониторинг, мониторинговые исследования, самооценка качества образовательных услуг)
· Разработка и внедрение комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования (Общественный Совет управления образованием Ядринского района, районные Ассоциации учителей-предметников, учителя- грантовики, учебно-методические округа).
Разработан и принят план информационно-аналитического обеспечения системы образования района на год, включающий комплекс мониторинговых исследований и процедур оценки качества образования района.
Ведется мониторинг публикаций о системе образования в СМИ и обращений граждан в органы управления образования и ОУ (ежеквартальные аналитические справки Центра мониторинга отдела образования и молодежной политики).
Разработаны и реализуются комплекс исследовательских проектов по изучению развития районной системы образования:
Проведен рейтинг общеобразовательных учреждений Ядринского района (далее - рейтинг - 2008). Рейтингом-2008 охвачены все 23 общеобразовательных учреждения Ядринского района, из них: 1 гимназия, 12 средних и 10 основных общеобразовательных школ. Основа для разработки критериев рейтинга-2008 - комплекс ключевых индикаторов качества образования Республиканской системы оценки качества образования (РСОКО). Рейтинг проведен в системе координат качества (кластеров): качество результатов, качество условий и эффективность использования ресурсов. Особенность муниципального рейтинга-2008: основной акцент на качество результатов и условий; включение критериев, актуальных для развития образовательной системы района. В число 5 лидеров вошли: Гимназия №1 г.Ядрин, МОУ «СОШ №3» г.Ядрин, МОУ «Балдаевская СОШ», МОУ «Верхнеачакская СОШ» и МОУ «Большечурашевская СОШ». Среди основных школ - Чебаковская, Кукшумская и Засурская школы.
В целях эффективного управления качеством преподавания проведено муниципальное мониторинговое исследование «Качество урока». Данным мониторингом было охвачено 15 школ (9 средних и 6 основных), 124 учителя, 17 учебных предметов. Репрезентативная выборка составила 209 уроков. Временной период: ноябрь 2007г. – февраль 2008г. Полученные в результате мониторинга данные определяют уровень вклада учителя в развитие личностных качеств учащихся, профессиональную компетентность, исполнение должностных обязанностей, результативность методической работы, реализацию признаков гуманизации и гуманитаризации образования.
Центром мониторинга отдела образования и молодежной политики осуществлена экспертная оценка исследовательских проектов, концепций, новых образовательных программ, ориентированных на улучшение качества и обновление содержания образования в районе. Проведены экспертизы элективных курсов, исследовательских проектов, программ, экспертная оценка конкурсных презентационных работ: 56 учебных программ элективных курсов, 16 исследовательских проектов, экспертно-консультационное сопровождение 32 работ на республиканский и всероссийский уровень. Осуществлена экспертная оценка презентационных работ курсантов ЭММЦ и 94 аттестующихся учителей на первую и вторую квалификационные категории по листу экспертной оценки аттестующихся. Членами экспертных групп являлись учителя- грантовики, руководители районных Ассоциаций учителей-предметников, руководители учебно-методических округов и творчески работающие учителя.
Осуществлен мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой аттестации) выпускников 9, 11 классов. Разработаны и изданы аналитические материалы: «Единый муниципальный экзамен. Русский язык», «Единый муниципальный экзамен. Математика», «Единый муниципальный экзамен. Биология», «Единый муниципальный экзамен. Физика», «Единый муниципальный экзамен. Чувашский язык», «Единый государственный экзамен. Статистика. 2008 год».
Развитие сети общеобразовательных учреждений района
Реализуется муниципальная программа оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений района. Изменилась сеть образовательных учреждений, она стала более компактной и эффективной. Если в 2001 году в районе насчитывалась 31 школа, то на 1.09. 2008 г. – только 20. При этом процесс создания сети продолжается, количество школ, оптимальное для района, должно быть 15-16. Таким образом, на 01.09. 2008 года в районе имеется 19 школ с контингентом 3807 учащихся ( 2007 г. – 4117), 11 ДОУ с контингентом 1010 человек, 14 групп кратковременного пребывания с контингентом – 210 чел, 2 учреждения дополнительного образования. Всего 223 класса-комплекта, 255 классов. Наполняемость класса по району– 17,1человек. Количество детей на одного учителя – 10,2 (2007-2008 уч.год – 9,3). По городу - 15 человек (2007-2008 уч. год – 12,9), по селу – 8,3 (2007-2008 уч.год – 7,8).
Условия обучения и воспитания детей в школах значительно улучшились. Только в 2007/08 г. в рамках КПМО Ядринский район на проведение капитального и текущего ремонта получил 2, 817 млн. руб., на 471,4 тыс. рублей поставили мебель для первоклассников, на сумму 1,095 млн. руб. получили книг для школьных библиотек района. В рамках реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий» поступило 6 интерактивных досок, 7 комплектов учебного оборудования для кабинетов биологии, географии, химии, физики, технологии, информатики. Базовые школы и ресурсные центры получили современное высокотехнологичное оборудование для школьных столовых. Для 322 учащихся 1 класса района поступила новая мебель. Реструктуризация привела к развитию ресурсных центров и базовых школ. За 2 последних года базовые школы основательно оснастились современным учебным оборудованием, компьютерной и цифровой техникой, мебелью, кухонным оборудованием и автобусами (стало 18 единиц) для подвоза учащихся. Только в процессе подготовки к новому учебному году район получил 165 парт, 330 стульев и 25 комплектов столов и стульев для учителя, а также 25 классных досок для первоклассников на общую сумму 499 тыс. рублей.
Организован подвоз 775 сельских детей по 34 маршрутам из 33 населенных пунктов в базовые школы и ресурсные центры Ядринского района.
Реализуются муниципальные программы сетевого взаимодействия ОУ в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Организованы «дистанционные» уроки с использованием сети Интернет и лучшего кадрового ресурса муниципалитета, в том числе учителей – победителей ПНПО (муниципальный проект «Сетевой учитель»). В рамках проекта «Сетевой учитель» ведется очно-дистанционное обучение 150 учащихся 11-х классов школ района (53%) по 8 учебным предметам. Обучение осуществляют 8 районных сетевых учителей (приказ по отделу образования от 04.09.2008г. ).
Улучшение результатов единого государственного экзамена по ряду предметов и введение профильного образования повысило качество образовательных услуг и дало возможность поступлению наших учащихся в вузы (это ежегодно около 65 % выпускников), в том числе и престижные.
Расширение общественного участия в управлении образованием.
За отчетный период органы государственно-общественного управления в форме управляющих и попечительских советов, которые функционируют в каждой школе района, стали играть заметную роль в жизни образовательных учреждений, в том числе в согласовании размера стимулирующих выплат руководящему и педагогическому персоналу школ. Существенным результатом явилось и то, что за это время стало формироваться позитивное отношение к образованию в целом благодаря открытости системы, улучшению информированности к обсуждению стоящих проблем. Учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности на школьных сайтах. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в т.ч., по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда (%): 2008 г. – 100%.
Доля школ, где проведен публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности (%): 2007г. – 64% (республиканский показатель - 64,5%), 2008 г. – 100%. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет (%): 2006/07г. – 70% (республиканский показатель 64%), 2008г. – 100% учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования района имеют функционирующие сайты. Все ОУ подключены к широкополосному Интернету, что способствует полноценной работе с электронными сетевыми ресурсами. Пять школ имеют средства интерактивного обучения. Все школы и ДОУ имеют свой сайт, 14 школ имеют свой сайт и локальную сеть. Компьютеризировано 7 школьных библиотек.
Сформирована практика активного участия органов государственно-общественного управления в качестве экспертов на Днях общественной экспертизы, проводимых в районе. Проводится ежегодный Публичный аналитический отчет о состоянии системы образования района. Введена практика проведения в районе Дня образования.
Общественный Совет управления образованием Ядринского района состоит из 13 членов, представителей попечительских и управляющих советов 8 школ и специалистов отдела образования. На заседаниях общественного Совета управления образованием района обсуждены проект Регламента общественного Совета управления образованием района, вопросы участия образовательных учреждений и учителей района в реализации приоритетного национального проекта «Образование», согласован вопрос распределения стимулирующей части фонда оплаты труда руководителям общеобразовательных учреждений.
Осуществлена подготовка по вопросам государственно-общественного управления муниципальной команды в институте образования в г.Чебоксары, руководителей образовательных учреждений через систему обучающих семинаров и совещаний отдела образования. Общественным Советом управления образования района совместно с отделом образования разработан и реализуется проект «Тьюторская модель поддержки развития общественного участия в управлении образованием» (2007-2010 годы). Планируемый продукт реализации проекта: создание механизма расширения деятельности общественного Совета управления образованием и обеспечение диалога общества и системы образования на всех ее уровнях на регулярной основе. Проект обеспечивает методическую, технологическую, образовательную и информационную поддержку расширения деятельности общественного Совета управления образованием района, Попечительских и Управляющих советов школ. В рамках данного проекта создан сайт Общественного Совета управления образованием Ядринского района «Откровенный разговор» на сайте районной администрации.
О выполнении мероприятий по предупреждению и снятию социальной напряженности
Осуществляется на постоянной основе мониторинг проблем по социальным рискам на муниципальном уровне и в образовательных учреждениях.
Есть понимание того, какие риски возможны и ведутся работы по их минимизации. Возможные социальные риски: при введении Новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ), при развитии муниципальной сети образовательных учреждений, при расширении общественного участия в управлении образованием.
Минимизация рисков при введении НСОТ осуществляется через создание положительного имиджа дифференциации доходов работников образования и увязывание этого процесса с проблемой качества образования. Данная работа осуществляется в контакте с органами профсоюзов с использованием технологий самооценки, взаимооценки. Следующее направление минимизации рисков - информационная открытость в вопросах введения стимулирующих выплат за результативность работы.
Минимизация рисков при развитии муниципальной сети образовательных учреждений идет по пути информационного и коммуникативного сопровождения процесса развития сети ОУ района. С этой целью проведены семинары для руководителей образовательных учреждений. Процесс развития сети ОУ проходит интенсивно , конструктивно и взвешенно.
Минимизация рисков по формальной работе органов государственно-общественного управления компенсируется в ходе обучения и методической поддержки органов государственно-общественного управления.
По направлению - новая система оценки качества образования – анализ возможных организационных рисков проведен. Отрабатывается механизм их минимизации.
Зам. главы райадминистрации-
начальник отдела образования
и молодежной политики: А.А. Филимонов
05.12.2008г.