Ядринский район Чувашской Республики ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

  

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Об итогах реализации комплексного проекта модернизации образования в Ядринском районе в 2007 году и задачах по ее совершенствованию в 2008 году

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://yadrin.cap.ru

Начался новый, 2008. год. Указом Президента Чувашской Республики от 14.12. 2007 г. № 110 он объявлен Годом добрых дел. Реализация данного Указа будет направлена на активизацию нашего участия в благотворительных акциях, способствующих воспитанию доброты и милосердия, усиление заботы и внимание к человеку ( в нашем случае ученику), активизацию деятельности новых институтов гражданского общества, таких как попечительские и управляющие советы). Мы продолжим работу по созданию достойных и комфортных  условий, в которых обучаются и воспитываются учащиеся, постараемся привлечь представителей бизнеса и руководителей предприятий для учреждения новых стипендий для поощрения лучших учителей и учащихся. От нас требуется активное участие в благотворительных акциях, марафонах, молодежном волонтерском движении. Н.В. Федоров, Президент Чувашской Республики, привел в своем выступлении чувашскую пословицу, которая гласит: «От добрых дел не устанешь». Считаю, что она должна стать лейтмотивом в проведении 2008-го года – Года добрых дел.уцплении Республики, привелотворительных акциях, марафонах, молодежном волонтерском движении

В 2007 году Чувашская Республика стала одним из победителей конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта модернизации образования. Сумма выделенной республике субсидии – 209 млн рублей. Эти средства направлены на проведение текущего и капитального ремонта базовых школ (более 116 млн. рублей), закупку современного учебного и компьютерного оборудования (более 11 млн. рублей), приобретение мебели для начальных классов ( более 17 млн. руб.), закупку оборудования для столовых (33 млн. руб.), приобретение художественной литературы (25 млн. руб). Наш район на проведение капитального и текущего ремонта получил 2, 817 млн. руб.,  на 471,4 тыс.  рублей поставили мебель для первоклассников, на сумму 1,095 млн. руб получили книг для школьных библиотек района. Весь 2007 год прошел под лозунгом реализации КПМО. «…Чувашия одной из первых, может быть, вообще самой первой в стране, начала комплексно решать вопросы модернизации образования. И успешно продолжает этот процесс». Эта оценка дана зам. образования и науки РФ И.И. Калина.

Следует напомнить, что комплексный проект модернизации образования (КПМО) призван решать следующие задачи:

- введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

- развитие принципа нормативного подушевого финансирования;

- развитие региональной системы оценки качества знаний;

- развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования вне зависимости от места жительства;

- расширение общественного участия в управлении образованием.

 

В течение 2007 года в районе подготовлена необходимая нормативная база для реализации КПМО. Издан приказ по отделу образования и молодежной политики от 22.06. 2007 г. № 106 «О мерах по реализации комплексного проекта модернизации образования». Этим приказом утвержден сетевой план-график реализации в Ядринском районе КПМО. Разработаны и утверждены индикаторы результативности КПМО. Издан приказ по отделу образования и молодежной политики от 22.06. 2007 г № 107 «Об утверждении состава районной рабочей группы по реализации КПМО. В состав данной группы вошли руководитель и специалисты органа управления образованием района, руководители и работники экономической службы, централизованной бухгалтерии, руководители образовательных учреждений, в ее составе также методисты методической службы отдела. Между Ядринской районной администрацией и Министерством образования и молодежной политики ЧР заключено соглашение о предоставлении средств из республиканского бюджета ЧР в 2007 году бюджетам муниципальных районов на внедрение комплексного проекта модернизации образования в Ядринском районе. Издано Постановление Главы Ядринского района от 18.07. 2007 года № 448 «О создании общественного Совета управления образованием Ядринского района ЧР». В течение июля – сентября 2007 года в общеобразовательных школах района велась работа по подготовке изменений в Уставах школ, куда вносилось положение о том, что  орган государственно- общественного управления образованием ( в районе сложилась практика создания управляющих, попечительских Советов и Советов школ) имеет право участвовать в распределении стимулирующей части Фонда оплаты труда образовательного учреждения), в ряде школ такие изменения вносились в Положение об органах государственно-общественного управления образованием. К 01.09.2007 года такая работа в школах была завершена.

Реализуя сетевой план-график, в районе сформирована муниципальная команда по сопровождению реализации КПМО с привлечением учителей-победителей и участников ПНПО. Средства, выделенные бюджету Ядринского района на проведение текущего и капитального ремонта, распределены согласно распоряжению Главы Ядринского района от 05.07. 2007 г № 314-р.

Реализуя первое направление КПМО «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей», а также в целях разъяснения новых условий труда учителей проведены совещания с руководителями школ от 18.05.2007 г., 21.06. 2007 г., 02.07. 2007 г.  На данных совещаниях руководителей ознакомили с нормативными документами федерального и республиканского уровней. До 01.07. 2007 года все педагогические работники района ознакомлены под роспись о введении новой системы дифференцированной оплаты труда и им вручен листок уведомления.

В районе проведена работа по изучению нормативных документов республиканского уровня. Организовано изучение и доведены до сведения педагогических работников Указ Президента ЧР от 19.05. 2007 г. № 39 «О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике», Положение о порядке проведения тарификации работников государственных учреждений, находящихся в ведении МО ЧР, Закон ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «Об упорядочении оплаты труда работников государственных учреждений ЧР», принятый Государственным Советом ЧР 10 июля 2007 года.  В целях апробации новой системы оплаты труда определена МОУ «Хочашевская СОШ», которая имеет самый высокий рейтинг в районе в реализации ПНПО.

 

                       С 1 сентября 2007 года  новая система оплаты труда учителей введена.                По новым условиям  учительская зарплата  разбивается на две  части - базовая и стимулирующая. Базовая часть начисляется всем учителям. При назначении базовой части учитываются три параметра : стаж , образование, и  категория., также в эту часть входит оплата за проверку тетрадей, классное руководство, заведование  мастерскими ,  лабораториями.

        Стимулирующая часть учителя зависит от качества, эффективности  и результативности труда и квалификации учителя. При этом учитываются такие критерии как подготовка призеров олимпиад конференций  различного уровня, разработка и внедрение авторских программ, здоровьесберегающих  технологий, выполнение программ   углубленного изучения предметов, профильного и предпрофильного обучения, использование сетевых и дистанционных  программ, создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности. В оценке педагогов и в распределении стимулирующей части зарплаты участвуют не только руководители школ, но и общественные организации, участвующие в управлении образованием. Таким   образом, каждому учителю необходимо собирать портфолио. И два раза в год все критерии будут  оцениваться.

       Для того чтобы минимизировать риск недовольства работников при получении стимулирующих выплат разных размеров необходимо соблюдение полной  прозрачности процедуры распределения стимулирующих выплат  и использование четких и не допускающих двойного толкования показателей (после обязательного проведения их общественного обсуждения). Что касается школ, перешедших на НСОТ по полной схеме, то учитывая, что в Чувашии достаточно высокий размер базового должностного оклада (3368 рублей 2007 год)  а для  молодых специалистов применяется коэффициент стажа равный 1,2, в этих школах обеспечивается существенное повышение заработной платы у педагогов даже с небольшим стажем работы. Так, зарплата учителя - молодого специалиста в этих школах составляет 6062,4 руб. без учета выплат из федерального бюджета за классное руководство.

             Новая система оплаты труда работников общего образования определяет  связь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный учет» в оплате труда всех видов деятельности учителей. При этом новая система должна обеспечить повышение мотивации педагогов, создание  условий для  привлечения в школу высококвалифицированных кадров.

            На выплату стимулирующих надбавок педагогическим работникам выделено с сентября по декабрь 1914624 рубля. В школах ФОТ (стимулир) составлял приличную сумму: СОШ №3 – 270764 руб., гимназия №1 – 196172 руб., Большечурашевская СОШ – 116340, Верхнеачакская – 104748 руб.При этом средняя цена 1 балла по району составила 40 руб. 70 коп. Средний размер стимулирующих надбавок работникам школы по району составил 810 рублей ( наибольший размер в Большечурашевской СОШ (1232), Засурской ООШ (1172), Ювановской СОШ -1025), наименьший – в СОШ №3- 504, Советской- 540, Малокарачкинской -620, Кукшумской- 635, Хочашевской- 540). Наибольший размер стимулирующих выплат руководителям школы – в Большечурашевской СОШ, гимназии №1, Николаевской СОШ, Хочашевской СОШ. Наибольший средний размер стимулирующих выплат учителям - в гимназии №1,  Большечурашевской СОШ, Лапракасинской ООШ. Практически все школы устанавливали стимулирующие надбавки и обслуживающему персоналу, наибольший размер установлен в Янымовской ООШ, Старотиньгешской, Засурской, Хочашевской, СОШ №2 г. Ядрина, наименьшие – в СОШ №3, Лапракасинской, Кудашской.

           В основном во всех школах этот процесс прошел ровно, недовольство хотя и встречалось, но находилось понимание того, что учитывается, прежде всего, результативность труда. Поэтому, если тебя оценили не слишком высоко, необходимо улучшить свою работу.

           В следующем году на новую систему оплаты труда перейдут несколько других школ: гимназия №1, СОШ №2, СОШ №3, Советская СОШ и Малокарачкинская СОШ. К этому надо начать подготовку уже сегодня, прежде всего. в формировании нормативной базы.

                Реализуя второе направление КПМО «Развитие подушевого нормативного финансирования», в районе проделана следующая работа:

                Нормативное подушевое финансирование в сфере общего образования введено еще в 2001 году. Это позволило перейти от финансирования  учреждений  к финансированию потребителей образовательных услуг и стало реальной гарантией финансового обеспечения каждого  ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.

    Сегодня все 100 процентов  общеобразовательных  школ получают финансирование на реализацию государственного стандарта общего образования на основе НПФ, Норматив на реализацию государственного стандарта общего образования, помимо средств на заработную плату, включает средства на учебные расходы, то есть на материальное обеспечение образовательного процесса. По мере  перехода  на НПФ доля учебных расходов выросла в 2 раза и 2007 году составила 6,2 %.  В 2008 году доля учебных расходов запланировано 8% а к 2009 году довести до 10%., что позволяет своевременно  обновлять учебное оборудование и отразится на дальнейшем улучшении условий обучения.

                Сегодня меняется само понимание принципов нормативного подушевого финансирования, так как существующая развернутая система поправочных коэффициентов, когда с учетом поправочного коэффициента  некоторые общеобразовательные учреждения получают в расчете на одного учащегося значительно больше средств, чем другие, не позволяет в полной мере реализовать принцип  «деньги следуют за учеником». В идеале, норматив подушевого финансирования учебных  расходов, то есть на заработную плату и обеспечение учебного процесса,  должен быть одинаковым для всех, так как стандарт общего образования для всех един.. Начиная с 2001 года ,количество групп школ, к которым применяются разные коэффициенты по масштабу образовательного учреждения, значительно  сократилось, Существенно возросли и сами нормативы: если в 2007 году норматив на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося в городской местности составлял 5897,2 рубля, то 2008 году-8871,7 рубля, а в сельской местности соответственно 10113,7 рублей и 14508,5 рублей. .Полное выравнивание возможно лишь в том случае, если  условия осуществления образовательного процесса будут схожими и в сельских, и в городских школах.

                  Реализуя третье направление «Развитие региональной системы оценки качества знаний» нами проведен мониторинг состояния качества знаний в первом полугодии 2007-2008 учебного года. Подробнее анализ будет проведен во время проведения презентационной площадки, а мне хочется обратить внимание на основные результаты и проблемы.

                  По итогам 1 полугодия в районе аттестовано из 4082 учащихся ( гор – 1618, село – 2464) 3726, из них успевает 99,3% учащихся ( 99,4 (город), 99,2 (село)), не успевает 0,7% учащихся (0,8 (село), 0,6 % (город)). Успеваемость по сравнению с прошлым годом улучшилась: улучшилось качество знаний, снизилось количество неуспевающих.  Качество знаний по району составляет 50,2% ( по городу – 55,1%, по селу – 46,9%). Выше районного показателя качество знаний в 8 ОУ ( Гимназия, Чебаковская ООШ, Малокарачкинская, Засурская, Кудашская, Лапракасинская, Большечурашевская ,СОШ №3, Хочашевская). Без неуспевающих 1 полугодие завершили 14 ОУ. Ниже районного показателя успеваемость в 8 ОУ: ниже всего в Большесундырской ООШ (6,7%), СОШ №2 (2,9%), Большечурашевская (1,7%), Ювановская (1,6%).  С неуспевающими закончила 1 полугодие гимназия №1. Больше всего неуспевающих в 9 классе 33%, в 8 кл – 26%, в 11 классах – 15%.  А по предметам больше всего неуспевающих по математике ( по району – 0,46 %), в Большесундырской – 11,7%, СОШ №2 – 2,2 %, Советской – 1,25. По русскому языку неуспеваемость составляет 0,16%. В Большесундырской ООШ 1,7 %. Кильдишевской – 1,6%. СОШ №2 – 1,1%. 16 учащихся закончили 1 полугодие с 1 «2», 8 человек – с 2 «2», 2 человека – с 3 «2». Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров, выступая, сказал:  «Как известно, знание – сила. К сожалению, незнание – тоже сила, но – разрушительная».

               Отдельного внимания заслуживает анализ успеваемости по базовым школам. Самая высокая успеваемость – в гимназии №1 г. Ядрина, где качество знаний составляет 79,9 %, затем – в Малокарачкинской СОШ – 55,6 %, в Большечурашевской СОШ – 52,9%, в СОШ №3 г. Ядрина – 51,6%. Ниже всего качество знаний в СОШ №2 г. Ядрина – 34,7%.  Особо хочу обратить внимание на то, сколько в школе отличников. Самое большое их количество – в гимназии16,7%, затем – в Хочашевской СОШ – 15,8 %, затем – в Советской СОШ – 12,7%, в других школах – меньше. А в Асламасской ООШ – 1 (из 52), в Кильдишевской – 1(из 61), в Чебаковской 1 (из 63), в мало их и в Янымовской ООШ, Персирланской, Засурской, Старотиньгешской, Кудашской, да и то в начальных классах, а на средней ступени их вообще нет. Администрации школ следует проанализировать работу по формированию качества знаний и принять меры по их улучшению.

               Однако в настоящее время большее внимание уделяется независимой оценке качества знаний: участие в ЕГЭ и едином муниципальном экзамене в новой форме в 9 классах. В этом году ожидается, что будет 3 обязательных экзамена в 11 классе: по русскому языку и математике и один экзамен ученик выбирает из 12 предметов. Работа школы оценивается по тому, сколько экзаменов в форме ЕГЭ сдает каждый выпускник ( чем больше, тем выше). В 9 классе ожидается, что экзамены учащиеся будут сдавать в пунктах проведения ЕГЭ ( в Ядрине) и будут сдавать в новой форме кроме русского языка и математики и 2 предмета по выбору: физика и биология. Администрации школ следует работу по подготовке к ЕГЭ взять под особый контроль.

            

                   В соответствии с приказом  Министерства образования и молодежной  политики Чувашской Республики от  23.10.2006 г. №  797, с приказом  отдела образования  и молодежной политики Ядринской районной  администрации   от 21.11.2007 г № 158/1  в целях выявления одаренных учащихся общеобразовательных учреждений, пропаганды научных знаний, развития у учащихся интересов и способностей в изучении основ наук, стимулирования их стремления к самостоятельному пополнению  знаний в период с ноября по декабрь  2007 года проведены  районные  предметные олимпиады школьников по 21 предметам для учащихся 8-11 классов и интеллектуальная игра младших школьников. Олимпиада проходила в три этапа: школьный, окружной и районный. На районном  этапе предметных  олимпиад школьников приняло участие 842 школьника  из 23 общеобразовательных учреждений. 

            Организационно-методическое руководство подготовкой и проведением олимпиад было возложено на Центр мониторинга качества обра­зования. Тексты олимпиадных заданий открывали в указанное время в присутствии членов оргкомитета, олимпиады по всем предметам начинались вовремя.

           Комиссия, составленная из специалистов и методистов районного отдела образования, преподавателей школ определила победителей и призеров. Из  237   призе­ров 178  - из базовых школ, что составляет 75%.  Гимназия №  1  – 71 (30%), СОШ №3 г. Ядрина -  40, (16,8 %),Б.Чурашевская СОШ – 28 (11,8%)    , СОШ№2 г.Ядрина – 17   ( 7,2%),   Верхнеачакская СОШ -11 ( 4,6%), Советская СОШ- 7 (3%), Малокарачкинская СОШ - 4 ( 1,7%). По Хочашевской  СОШ, участнице эксперимента на НСОТ в полном объеме- 13 (5,5%). Из средних школ, не являющихся базовыми, наибольшее число призеров у Ювановской СОШ- 8 ( 3,4%). На долю основных школ приходится призеров  -14( 5,9%). Из них наибольшее число призеров в Персирланской ООШ -6 ( 2,5%). Нет призовых мест в Старотиньгешской и Николаевской  СОШ, Чебаковской, Асламасской , Засурской и Янымовской ООШ. Повысилась результативность подготовки призеров предметных олимпиад в Персирланской ООШ( на 4 призера больше в сравнении предыдущим годом), Верхнеачакской и Советской СОШ ( на 3 призера больше). Стабильные результаты   в Гимназии № 1 г. Ядрина,  Больчурашевская СОШ. Остается проблема недостаточной результативности выполнения олимпиадных заданий по предметам естественно-математического цикла, информатике( по числу набранных баллов от числа максимально возможных). Причины в  отсутствии системы в организации   индивидуальной работы с учащимися  по подготовке к предметным олимпиадам и недостаточном уровне преподавания предметов по программам повышенного уровня.

           Руководителям образовательных учреждений  проанализировать  итоги олимпиад и наметить пути совершенствования по выявлению и поддержке учащихся, имеющих повышенный интерес и способности к изучению отдельных предметов.

 

Реализуя направление КПМО «Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства». В районе проведена корректировка муниципальной программы реструктуризации сети образовательных учреждений. Согласно Постановлению Главы района от 27.04. 2007 г. № 284 закрыто структурное подразделение МОУ СОШ №3 г. Ядрина в с. Полянки, согласно Постановлению Главы района от 27.04.2007 г. №285 закрыто структурное подразделение МОУ «Старотиньгешская СОШ» в д. Большие Багиши, согласно Постановлению Главы района от 21.05. 2007 г. № 343 Большесундырская СОШ реорганизована в Большесундырскую ООШ, согласно Постановлению Главы района от 17.05. 2007 г. № 334 Яровойкасинская ООШ ликвидирована, согласно Постановлению Главы района МОУ «Стрелецкая ООШ» ликвидирована, согласно Постановлению Главы района от 17.05. 2007 г. №332 МОУ «Верхнемочарская ООШ» ликвидирована.

Реструктуризация образовательных учреждений определена как одна из основных задач современной государственной образовательной политики, предусматриваемой Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ в 2006 году.

В целом реструктуризация сети образовательных учреждений направлена на формирование условий для получения качественного образования, обеспечения реальной интеграции образования, науки и производства.

За последние годы в районе идет резкое сокращение численности учащихся в школах, так с 2005 года по 2007 год число детей сократилось на 712 учащихся. В связи подушевым финансированием малокомплектные школы содержать очень сложно, средств катастрофически не хватает. В 2006 году Чебаковская и Засурская средние школы были реорганизованы в основные. Особенно в основных школах, в таких, как Полянковская, Верхнемочарская, Большебагишская основных школах осталось всего по 24-26 учащихся. Поэтому нам и пришлось провести реструктуризацию.

На содержание этих школ было выделено 6,5 миллиона рублей, и эти деньги вместе с детьми были направлены в базовые школы. За 2 последних года базовые школы основательно оснастились современным учебным оборудованием, компьютерной техникой, мебелью, кухонным оборудованием и автобусами для подвоза учащихся. Условия обучения и воспитания детей в этих школах значительно улучшились.

Процесс реструктуризации  непростой, возникают трудности и с трудоустройством кадров. В ходе закрытия школ 44 учителя высвобождены, однако отдел образования и молодежной политики крайне озабочен их трудоустройством. Из 44 учителей 21 были трудоустроены в  школах района, 3 ушли на пенсию, 8 учителей трудоустроены в других отраслях народного хозяйства, 12 человек обратились в центр занятости.

В республике этот процесс продолжается, район также не может стоять на месте. По таким показателям как наполняемость класса – 17 (респ. 19,5) человек, количество детей на одного учителя - 9,3 (респ. 12) человека, а район имеет  данные показатели ниже среднереспубликанских.

. Между тем, демографическая ситуация пока выправляется слабо, контингент учащихся сокращается, сеть образовательных учреждений остается высокозатратной. В ряде районов республики основных школ осталось всего 2-3 школы, а в нашем районе их 10. Ежегодно в этих школах количество учащихся сокращается. Итак, в Кудашской ООШ в 2008 году сядут за парты 37 учащихся, в таком же положении находятся Янымовская, Асламасская, Кильдишевская, Персирланская, Лапракасинская и другие школы. Сейчас мы завершаем комплектование школ учащимися и педагогическими кадрами и предварительным распределением учебной нагрузки. Чтобы максимально сохранить ОУ района, необходимо хорошо провести комплектование во всех школах. Все должны понимать, что в результате реструктуризации увеличилось количество учащихся в других школах, увеличилась нагрузка у учителей, а следовательно и зарплата. В школах надо сконцентрировать нагрузку у хороших учителей ради получения хороших образовательных результатов, не допускать ее распыления, чем злоупотребляют наши руководители. После завершения комплектования начнем работу по корректировке плана реструктуризации школ.

 

Реализуя пятое направление КМПО «Расширение общественного участия в управлении образованием», во всех образовательных учреждениях созданы попечительские и управляющие советы. Каждое образовательное учреждение внесло необходимые изменения в Уставы ОУ, включив положение об органе самоуправления по принятию решений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. На муниципальном уровне издано Постановление Главы Ядринского района от 18.07. 2007 года № 448 «О создании общественного Совета управления образованием Ядринского района ЧР», которое утвердило Положение о Совете управления образованием и состав Совета. Состоялось первое организационное заседание Совета управления образованием района. Председателем Совета избран Иванов Станислав Степанович, юрист Спиртового завода «Ядринский», заместителем -  Чуплыгина Людмила Анатольевна.

Какие показатели в КПМО нами слабо реализованы, на что необходимо обратить внимание в 2008 году?

Конечно, в первую очередь, финансово-экономические показатели: средняя наполняемость класса и количество учащихся на одного учителя. Их надо стремиться довести до среднереспубликанского уровня или не допускать спада. Во-вторых, увеличить количество предметов, по которым учащиеся сдают ЕГЭ. Учитывая тот факт, что будет 3 обязательных экзамена, все ученики будут сдавать 3 и более экзамена. Надо стремиться, чтобы как можно больше учеников выбирали ЕГЭ, стремились сдать его на первом этапе, т.е. в школе, т.к. в вузе ученики получают более низкие баллы, и вторая волна сдачи экзаменов в вузах очень портит общую картину результативности ЕГЭ.

 Как – то, находясь в Чувашии, известный доктор Леонид Михайлович Рошаль после осмотра объектов здравоохранения и культуры, сказал: «Раньше я думал, что Чувашия – это российская глубинка. Но сегодня я могу утверждать, что Чувашская Республика – это передний край России». Перефразируя это высказывание, можно сказать: « Мы должны работать так, чтобы о Ядринском районе всегда говорили, что это не чувашская глубинка, а передний край Чувашии».

 

19.01.2008г.

mms://media.cap.ru/ChuvRadio

Информационное наполнение сайта - отдел информационного обеспечения Ядринской районной администрации. Тел.: (83547) 2-22-29
2001 - 2015

                             

Система управления контентом
429060, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.1
Телефон: 8(83547) 22-2-45
Факс: 8(83547) 22-5-11
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика