Введение
Программа «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Ядринском районе на 2007-2011 годы (далее – программа) является самостоятельным компонентом подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Ядринского районного собрания депутатов от ____________ 2006 г. № ____.
Программа разработана на основе анализа современного состояния системы воспитания в Ядринском районе в соответствии с Республиканской целевой программой развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы; подпрограммой «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» на 2006-2010 годы; республиканской целевой программой «Молодёжь Чувашской Республики на 2006-2010 годы .Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Чувашской Республики «Об образовании».
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что невоспитания вообще нет. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью.
Однако, обращаясь к анализу воспитывающей деятельности педагогических коллективов в истекшем учебном году, мы имеем в виду процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, как специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности, осуществляемые во внеучебной деятельности педагогическим коллективом, в первую очередь классными руководителями.
Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно ответственное дело, которое требует от каждого овладения педагогическим проектированием и педагогической техникой. Педагогическое проектирование - это необходимый начальный момент в организации воспитательного процесса. Педагогическое проектирование - это определение целей воспитания и средств его осуществления в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой педагог, с тем идеалом человека, которого он стремится воспитать.
Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя прежде всего требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой воспитатель. На практике же часто план классного руководителя представляет набор мероприятий, проводимых во внеучебное время.
Педагогическое проектирование невозможно без изучения личности воспитанника, педагогической фиксации его стремления к саморазвитию, самовоспитанию, что также является частью деятельности классного руководителя.
Объектом изучения опыта организации внеурочной работы и дополнительного образования стали типичные общеобразовательные школы, расположенные в удалённых поселениях от города Ядрин. Анализ их деятельности показал, что главными задачами общеобразовательных учреждений являются: создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности; формирование научного мировоззрения; творческий процесс обучения и воспитания.
Приоритетными направлениями в организации внеурочной работы и дополнительного образования в школах района стали:
§ включение ребенка в различные детские объединения, клубы по интересам как в школе, так и вне ее;
§ планомерное развитие учебно-исследовательской деятельности, обновление содержания деятельности предметных кружков и научных обществ учащихся;
§ создание и развитие художественно-эстетических объединений;
§ создание условий по развитию спортивно-массовой и оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни;
§ создание необходимых условий по организации содержательного досуга и летнего отдыха;
§ укрепление и развитие физического, психического, социального здоровья учащихся;
§ совершенствование правого обучения и воспитания подростков;
§ развитие самоуправления в школе как основы ее демократизации;
§ создание условий для деятельности детских общественных организаций;
§ повышение роли психолого-педагогической службы при формировании классного коллектива и индивидуальных занятиях с ребенком;
§ поддержка инициативы родителей по их участию в образовательном процессе школы
§ развитие и совершенствование МО классных руководителей.
В настоящее время в системе образования Ядринского района функционирует 11 дошкольных образовательных учреждения, 13 ГРПШ, 28 школ, в том числе 7 базовых школ, 2 школы – ресурсный центр.
В решении задач воспитания детей и молодежи важно взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования с учреждениями дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей в Ядринском районе организовано в 3 учреждения различной ведомственной принадлежности (учреждения образования, физической культуры и спорта, культуры), в них занимается 3693 человек, или 76,4 процента от общего количества обучающихся на территории Ядринского района. Они предоставляют услуги дополнительного образования, обеспечивают их организационно-методическое сопровождение, выстраивают систему итоговых воспитательных мероприятий. Учреждения дополнительного образования детей на территории Ядринского района представлены многопрофильными направлениями : спортивного (54), музыкального и художественно-эстетического (44), культурологического(11), туристско-краеведческого (24), эколого-биологического (7), технического (17), спортивно-технического(2 ) и военно-патриотического (1)
Большое внимание в Ядринском районе уделяется работе с одаренными детьми и молодежью. Вошло в традицию проведение таких мероприятий, как конференции-фестивали научного творчества обучающихся «Будущие лидеры Отечества», фестивали художественного творчества «Цветы Чувашии», фольклора «Перепелочка», патриотической песни памяти К.Долбилова и др. С 2002 года количество участников различных районных мероприятий возросло в два раза.
Активное участие в районных мероприятиях принимают следующие образовательные учреждения: Верхнеачакская СОШ, ЯНГ, Хочашевская СОШ,СОШ №3, Старотиньгешская СОШ, Лапракасинская ООШ, Стрелецкая ООШ , низка активность Большесундырской СОШ, Чебаковской СОШ, Засурской СОШ, Верхнемочарской ООШ, Яровойкасинской ООШ, Большебагишской ООШ, Полянковской ООШ.
В центре внимания каждого педколлектива образовательного учреждения, находятся вопросы организации летнею отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Программа «Организация летнего отдыха детей» направлена на сохранение и развитие системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях. Так в районе летом 2005 года для детей и подростков района было организовано 22 ЛТО, 9 профильных лагерей, 10 пришкольных лагерей, в которых отдохнуло более 3600 учащихся. Особое внимание было уделено отдыху детей из многодетных и неполных семей, детей беженцев и вынужденных переселенцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей безработных родителей. Летняя занятость учащихся Верхнеачакской школы была организована по Программе « Загадки лета» с привлечением детей из многодетных и неблагополучных семей. В лагерной смене отдыхали и трудились 30 учащихся школы, параллельно проходило и летнее дежурство учеников. Всего было охвачено 120 учащихся школы.
В Ювановской СОШ был организован активный летний отдых и труд детей с учётом их возраста, пожеланий самих детей и их родителей. Учащиеся начальных классов отдыхали и занимались сбором лекарственных трав и макулатуры, это происходило в рамках программы «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни», целью которой является привитие интереса детей к систематическому нравственному, духовному, культурному и физическому самосовершенствованию и воспитание трудолюбия. Средние классы были заняты работой на пришкольном участке выращиванием овощных культур, что должно привести к удешевлению питания учащихся в течение всего учебного года. Они работали по специальному графику. Учащиеся старших классов занимались ремонтом школьной мебели, помещений, благоустройством пришкольной территории, часть из них работали по договору через центр занятости населения..
Принципиально важно то, что настоящими субъектами формирующейся в школах района макровоспитательной системы стал отдел образования и молодёжной политики Ядринской районной администрации. При его непосредственной поддержке во всех школах, создаются психологическая и социально-педагогическая службы. Выделены фонды зарплаты для введения в штаты должностей, социальных педагогов и психологов. В настоящее время в 28 школах района работают 6 психологов и 15 социальных педагогов.
В целях профилактики правонарушений, борьбы с прогулами, курением и развитием алкоголизма среди учащихся в ОУ проводится воспитательная работа по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений учащимися школ.
В Николаевской школе разработан конкретный план по правовому воспитанию, составлен план работы Совета Чести, координирующий всю работу по профилактике со склонными к правонарушениям, с детьми и семьями группы риска. Ведется строгий учет детей из малообеспеченных, неблагополучных и семей группы риска. Все классные руководители имеют списки трудновоспитуемых по классам, склонных к правонарушениям, списки детей из неблагополучных семей. Проведены 2 ученические общешкольные и родительские собрания с повестками дня, включающими вопросы правового воспитания, обсуждены представления прокуратуры на учащихся, рассматривались нормативные документы, а также обсуждались Указ Президента ЧР Н.В. Федорова «О вреде курения». Организованы встречи с инспектором ПДН, представителями правоохранительных органов. Проведены совместные заседания с Координационным Советом при Николаевской сельской администрации с приглашением родителей из трудновоспитуемых семей, а также самих учащихся.По утвержденному плану-графику проводились ночные рейды в места отдыха учащихся с целью определения занятости, контроля досуга учащихся' в вечернее и ночное время .
В образовательных учреждениях района проводятся Дни психического здоровья.
Развитию демократизации во всех сферах жизни ребенка в городе способствует деятельность различных детских общественных объединений и организаций. Так, в 1996 году учреждена районная детская организация «ЯДРО»,куда включены 22 школьных республик и детских организаций. Деятельность организации строится на принципах добровольности, взаимопонимания и сотрудничества детей и взрослых. Школьники участвуют в реализации программы деятельности ДО «ЯДРО» и «Цветика –семицветика» Во многих школах района сохранены ставки старших вожатых.
Успешно развиваются объединения «Содружество «Жемчужина» Верхнеачакская СОШ, «Родник»Хочашевская СОШ, «Радуга» Стрелецкая ООШ, «Ростки Возрождения»Лапракасинская ООШ. Ежегодно в День образования подводятся итоги районного конкурса на лучшую детскую организацию.
Классный руководитель по-прежнему остается одной из ключевых фигур в школах района, осуществляющей воспитание и развитие ребенка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозируют развитие коллектива; помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения.. Особое внимание уделяется взаимодействию с семьей на основе программы «Дорога к дому» Дома детского творчества. Важнейшая педагогическая задача – возвратить родителям функцию главных воспитателей. Для родителей и учащихся ОУ района регулярно проводятся консультации психологов, социальных педагогов, логопедов. Педколлективы ОУ района пытаются поддержать семью, помочь ребенку в разрешении личностных кризисов. Например, в Стрелецкой ООШ активизировалась работа по реализации школьной программы родительского всеобуча. Следует отметить работу в этом направлении Мареевой Е.Н., Поклаковой А.Е., Максимовой В. И. Стала работать «Мамина школа» для родителей дошколят («У истоков развития ребенка» - тема занятия, которая включала в себя экскурсию по школе, презентации детских творческих объединений, знакомство с программой обучения дошкольников и. тематические лекции). Проведено два общешкольных родительских собрания по темам: «Здоровый ребенок - здоровое общество», «Ключевые проблемы образования» (круглый стол).
Изучение опыта работы Ядринского района показало, что наиболее эффективным является программно-целевой подход к развитию внеурочной работы и дополнительного образования. Так, многие образовательные учреждения района и районный Дом детского творчества реализуют проекты.
МОУ «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа» работает по гуманитарно-эстетическому направлению деятельности. Данное направление включает в себя работу педагогов школы по формированию нравственно зрелой личности, умеющей принимать, познавать прекрасное в окружающем нас мире и творить эту красоту. Данная целенаправленная работа проводится на урочных и внеурочных занятиях. В учебном году была продолжена работа по проекту «Что есть красота?», целью которого является координация деятельности педагогов и специалистов по воспитанию подрастающего поколения в микросоциуме школы.
В целях координации деятельности классных руководителей по воспитанию разносторонне развитой личности обучающихся и в целях достижения единства содержания в данной работе в школе работает Программа единой системы воспитательной работы, в которой тематически определено содержание работы по 6 направлениям для учащихся 1-11 классов. Формы работы, проводимых мероприятий средств для их проведения выбирают активные участники процесса (классные руководители, учащиеся, родители). Эта программа соединена с программой «Норе», состоящей из трех уровней: «Полезные привычки» - для начальных классов, «Полезные навыки» - для среднего звена, «Полезный выбор» - для старших классов.
Экспериментальная программа «Норе» полностью заработала с сентября 2004 года. 6 учителей прошли специальную подготовку по данной программе в республиканском институте образования.
В системе школьного образования работает 439 педагогов, в том числе 279 классных руководителей (63,55 процентов от всего контингента педагогических работников). В целях выявления и поддержки творчески работающих классных руководителей прошел первый республиканский конкурс «Самый классный классный», где классный руководитель 1и 3 классов Балдаевской СОШ Шуверова Мая Германовна заняла III место.
Важную роль в функционировании единого воспитательного пространства играют педагоги дополнительного образования, их более 150 человек. Увеличивается количество призовых мест на республиканских мероприятиях, благодаря росту их профессионального мастерства. Требования к педагогу в современных условиях значительно изменились. Сегодняшней системе образования нужен высокообразованный, духовно богатый профессионал – человек нового мышления, сориентированный на ребенка как на высшую ценность. В связи с этим остается актуальной проблема модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Районный отдел образования регулярно рассматривают вопросы содержания и организации внеучебной работы, дополнительного образования, детей на совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях. Стало традиционным проведение конкурса методических разработок и сценариев; практической конференции среди зам.директоров по ВР, ст.вожатых, классных руководителей, где идет защита проектов по вопросам воспитания и развития личности ребенка.
В школах района сложилась определенная система организации единого учебно-воспитательного процесса, основу которой составляет:
§ помощь и поддержка администрации школы в создании базы для работы кружков, студий, секций (в том числе через систему договоров с учреждениями дополнительного образования), что позволяет обеспечить детям дополнительное образование в соответствии с их интересами;
§ создание условий для целенаправленной работы классных руководителей: свободные, творческие планы работы, дифференцированные надбавки за классное руководство;
§ использование ставок воспитательной работы для организации детских художественных коллективов на базе классов, вариативное расписание с учетом объединений по интересам;
контроль на уровне классного и общешкольного коллектива (педсовет, административные
совещания, метод объединения, тематический, обзорный контроль)
Настоящая подпрограмма содержит ряд конкретных инструментариев для реализации поставленных задач, нацеливает усилия педагогов на обеспечение режима устойчивого развития воспитательных систем.
Стратегическими ориентирами реализации подпрограммы являются создание творческой образовательной среды для воспитания духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, формирование высококвалифицированного корпуса педагогов-воспитателей (приложение № 2).
II. Цель, задачи и сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение функционирования эффективных воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
совершенствование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем;
создание инновационных воспитательных систем, нацеленных на актуальное содержание воспитания, через интеграцию социокультурного пространства Чувашской Республики;
реализация воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений;
формирование эффективной системы оценки качества воспитания с учетом социального заказа семьи, общества, государства;
развитие новых моделей учреждений дополнительного образования детей.
Срок реализации подпрограммы: 2007-2011 годы.
III. Система подпрограммных мероприятий
Мероприятия подпрограммы (приложение № 1), направленные на модернизацию системы воспитания при соответствующей государственной поддержке, содержат следующие разделы:
формирование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем;
формирование сети инновационных воспитательных систем;
обеспечение условий для эффективной реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных объединений;
создание эффективной системы мониторинга и оценки результативности воспитательной деятельности;
создание условий для функционирования новых моделей учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики;
местные бюджеты;
внебюджетные средства.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление подпрограммы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней (табл. 1).
Табл. 1
Объемы и источники финансирования подпрограммы
по годам ее реализации (тыс. рублей)
Общий объем затрат по источникам финансирования |
2007-2011 годы |
В том числе по годам |
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
местные бюджеты |
762,8 |
36,5 |
118,5 |
161,5 |
203,4 |
242,9 |
|
внебюджетные средства |
45.5 |
----- |
4,0 |
11,0 |
12,0 |
18,5 |
|
Итого |
808,3 |
36,5 |
122,5 |
172,5 |
215,4 |
261,4 |
|
V. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы,
основные индикаторы ее эффективности
Результатами реализации подпрограммы станут:
создание пакета нормативных правовых актов и организационно-методических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем;
изменение качества воспитательных систем в 70 процентов образовательных учреждений;
создание инновационных воспитательных систем в 50 процентов образовательных учреждений;
качественное психолого-педагогическое сопровождение воспитательных систем;
повышение уровня методической культуры педагога-воспитателя, практическое применение 50 процентов педагогов новых форм и методов организации воспитательной деятельности;
создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности воспитательных систем;
наличие новых моделей и практик в дополнительном образовании детей.
Эффективность реализации подпрограммы определяется перечнем индикаторов (приложение № 3).
VI. Механизм реализации, организация
управления и контроль за выполнением подпрограммы
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет в установленном порядке общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы.
Министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля до 2012 г. информируют о ходе выполнения подпрограммы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, а Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики – Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодно к 15 мая до 2012 года.